Вы только что окончили школу, или колледж, или вуз — и впервые в жизни устроились на работу… А может быть, вы подрабатываете во время учебы или проходите практику? Так или иначе, вам предстоит начать свою трудовую карьеру. Как удачно влиться в коллектив и показать себя с наилучшей стороны? Вот несколько советов, которые вам точно не помешают.
При заключении трудового договора вас могут ознакомить с официальными правилами внутреннего распорядка. В них может говориться о том, какие обязанности вы будете выполнять, какой у вас будет рабочий график и какой дресс-код принят в данной компании… Но наверняка есть вещи, которые останутся "за кадром".
Например, вы вдруг можете обнаружить, что сотрудники разных подразделений приходят на работу в разное время. Так, от бухгалтеров и менеджеров требуется являться строго к началу рабочего дня, скажем, к девяти утра, а вот творческим сотрудникам, вроде дизайнеров, разрешается приходить к одиннадцати… Зато первые заканчивают рабочий день ровно в шесть, а вторые могут сидеть на службе и до девяти…
В некоторых компаниях не принято покидать рабочее место, пока не ушел начальник. Даже если официально рабочий день длится до шести-семи часов вечера, в это время никто еще не уходит. Вот когда шеф захлопнет за собой дверь, тогда все начинают собираться…
То же самое и с дресс-кодом. Даже если большинству сотрудников положено носить на работе строгие костюмы, для рекламщиков или программистов это правило может не действовать и они могут приходить на службу в джинсах и футболке…
Однако не стоит спешить следовать примеру коллег, которые позволяют себе "вольности" и ходят на работу, когда хотят, или одеваются, как хотят… Возможно, они уже зарекомендовали себя и теперь имеют право на отступления от трудовой дисциплины. А если вы, без году неделя, так себя поведете, вас могут обвинить в недисциплинированности и безответственности. Поэтому хотя бы в первое время лучше соблюдать дисциплину и выполнять все предписанные правила. Старайтесь не опаздывать, не уходить с работы раньше времени и вовремя возвращаться с обеда. Что же касается дресс-кода, то тут смотрите по ситуации.
Конечно, вы можете называть просто по имени и на "ты" своих ровесников, которые занимают должности, равноценные вашей. Но если речь идет о человеке, значительно старше вас или занимающем вышестоящую должность, лучше пока воздержитесь от фамильярности.
Если человек сам просит называть себя по имени или предложил перейти на "ты", это одно… А если этого не произошло, для вас должно существовать только обращение "вы" и по имени-отчеству.
Как бы вам ни хотелось узнать побольше о ваших сотрудниках и начальстве, не расспрашивайте о них третьих лиц. Ваши слова легко могут быть переданы "героям" разговоров. Да еще в искаженной форме… Есть категория людей, которые таким образом пытаются наладить отношения с коллегами и руководством — рассказывают им, кто что про них сказал, причем добавляют многое от себя… В результате тот, кто имел неосторожность высказаться, попадает в опалу.
Если вас провоцируют на сплетни, специально заводят с вами беседы о том или ином человеке, лучше всего промолчать, перевести разговор на другую тему или уйти, сославшись на неотложные дела… Если назойливый сплетник добивается вашего мнения, то скажите, что вы не знаете, что думать по этому поводу — вы не в курсе дела или вам это неинтересно.
Новички часто радуются, когда оказываются заваленными работой, — им кажется, что это делает их полезными сотрудниками. Но на деле большое количество работы еще не свидетельствует ни о пользе, ни о профессионализме.
Обычно новым сотрудникам не доверяют сложных заданий, так как у них еще нет опыта. Поэтому если вы делаете свою работу слишком долго, люди могут подумать, что вы не слишком хороший работник, раз не в состоянии быстро справиться с такими простыми задачами. Либо подумают, что вы просто изображаете занятость.
Чтобы действительно показать себя ценным сотрудником, четко планируйте день. С утра или накануне составляйте перечень необходимых дел и начинайте выполнять их по порядку.
Отчитывайтесь о выполнении заданий. Если вы выполнили порученное, не нужно тянуть время в ожидании, когда на вас обратят внимание или когда закончится рабочий день… Сообщите начальнику или старшему над вами, что вы выполнили поставленную перед вами задачу, и спросите, будут ли еще какие-то поручения. Чем больше разноплановых задач вы будете выполнять в течение дня, тем больше шансов на карьерный рост.