Наверняка почти у каждого из нас есть в запасе пара-тройка историй о неудачных попытках устройства на работу. Сюжет, как правило, одинаков: сходили на собеседование, вроде бы и с резюме, и с анкетой все в порядке, и образование приличное, и опыт работы есть, но кадровик так и не перезвонил… Подумайте, что в вашем поведении могло его раздражать?
Поговорку "точность — вежливость королей" следует применить и к соискателям. Понятно, что если вы живете в мегаполисе с его постоянными пробками и большими расстояниями и с его бешеным ритмом жизни, из-за которого случиться может все что угодно, вероятность опоздания всегда существует. Но все-таки постарайтесь приезжать на собеседование вовремя.
Лучше выехать на час раньше, чем нужно, и с полчаса погулять возле офиса, чем явиться на пятнадцать минут позже назначенного. Если же приехать вовремя никак не получается, хотя бы перезвоните и предупредите, что опоздаете.
Если вы опоздали и никого об этом не предупредили заранее, это сразу же снижает ваши очки: непунктуальность обычно воспринимается как признак несерьезности и ненадежности.
Потом, у рекрутера или работодателя, который проводит собеседование, время может быть рассчитано буквально по минутам. Не исключено, что на то время, когда вы приехали, уже назначена другая встреча, или, скажем, совещание у начальства.
Нечесаные волосы, обгрызенные ногти, грязная или рваная одежда, запах пота — каким бы вы ни были прекрасным профессионалом, неаккуратный внешний вид отталкивает. Как и непунктуальность, неряшливость — это признак проявления неуважения к окружающим. Конечно, если вы устраиваетесь фрилансером и работа полностью удаленная, никого ваша наружность волновать не будет, так как даже личная встреча, возможно, не потребуется… Но если вы едете на собеседование в офис, от вас там ожидают соответствия определенным стандартам.
Иногда важен и дресс-код. Вы можете быть одеты в чистейшие джинсы, но если в фирме принято ходить в деловом костюме, вас могут попросту не воспринять.
Иные кандидаты, особенно молодые специалисты, твердо верят, что "нахальство — второе счастье". Поэтому они стараются на собеседовании вести себя понаглее — сидят развалившись или положив ногу на ногу, либо начинают вести диалог в фамильярном тоне, позволяют себе фривольные шуточки и проч.
Некоторым руководителям компаний такое поведение может импонировать, но вот кадровики обычно не терпят нахалов и однозначно дают им негативные характеристики. Поэтому на собеседовании лучше придерживаться правила "золотой середины".
Некоторым кандидатам кажется, что чем увереннее они будут себя вести, тем больше шансов у них быть принятыми на работу. Но одно дело — держаться уверенно, и совсем другое — демонстрировать свою самоуверенность и высокомерие. Когда соискатель долго рассказывает на собеседовании о том, как он "крут", что на прежней работе на нем "все держалось", пытается учить новое руководство, как надо работать, это только раздражает и может стать причиной отказа, так как с подобными личностями никому дела иметь не хочется.
Застенчивость — обратная сторона самоуверенности и нахальства. В одних случаях она может и не стать препятствием для приема на службу, но в других может превратиться в серьезное препятствие.
С чересчур застенчивым человеком сложно беседовать, он, как правило, не умеет подавать себя, и уж, конечно, он совершенно не годится для вакансий, которые подразумевают работу с людьми или в команде. Так что застенчивым кандидатам есть смысл поработать над собой, чтобы стать чуть более общительными.
Порой во время интервью некоторые вопросы заставляют соискателя нервничать. Например, когда его просят рассказать о своих трудовых достижениях, он теряется или говорит, что все написано в резюме. Могут заводить его в тупик и личные вопросы — есть ли семья, встречается ли с кем-то, планирует ли детей. А ведь это может быть важно — вдруг работа подразумевает частые командировки, и человеку будет непросто совместить их с семейной жизнью.
Если же женщина собирается или только что вышла замуж, то у нее в скором времени может появиться ребенок и она уйдет в декрет, а значит, компании придется тратить время на поиск и обучение нового сотрудника.
Если кандидат солгал в резюме, эти факты могут всплыть уже на собеседовании. Бывает, к резюме прикладывают фиктивные рекомендательные письма, написанные самим соискателем или его друзьями. Но многие факты достаточно легко проверить.
Будьте готовы к тому, что эйчар прямо при вас позвонит в ту компанию, где вы раньше трудились (или якобы трудились). Также достаточно легко проверить ваше знание иностранных языков, программирования и прочие профессиональные навыки. Помните, что ложь — самый страшный грех соискателя!
Также по теме: