Многие люди мечтают, чтобы их повысили на работе или хотя бы оценили выше, чем коллег. Однако в реальности резкое повышение престижа или карьерного статуса работника может привести не только к радости, но и к негативным эмоциям. Результаты исследования американских ученых на эту тему были опубликованы в Academy of Management Journal.
Психологи привлекли к участию в исследовании 90 американцев, работавших в японской фирме. Ранее все они жаловались на то, что ощущают себя менее значимыми, чем коллеги-японцы, из-за незнания японского языка. Кроме того, они считали, что из-за этого и возможности карьерного роста для них ограничены.
Однако потом все изменилось. Дело в том, что руководство компании приняло английский язык в качестве единственного официального в рабочей среде… И положение американцев резко изменилось, так как лишь 10 процентов японских сотрудников владели английским в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности. Это вынудило японцев постоянно обращаться за помощью к англоговорящим сослуживцам.
Разумеется, американцы ощутили, что их статус в компании стал выше, что они стали более важными и значимыми. Но в то же время они чувствовали себя неуютно, поскольку осознавали, что причина таких изменений заключается не в их деловых и профессиональных заслугах, а в удачном стечении обстоятельств.
Они сочувствовали коллегам японского происхождения, которые искусственно оказались на более низкой ступени иерархии и которым приходилось теперь учить английский…
А вот пример более универсальный. Рядового сотрудника вдруг выдвигают в начальники. Это совсем не легкое испытание. Еще вчера вы вместе пили кофе и обсуждали руководство, а сегодня вы сами руководитель и должны держать дистанцию с подчиненными. Кроме того, вы должны заставлять их работать, хотя недавно сами сетовали на то, что приходится выполнять дурацкие задания и засиживаться на службе…
Не все хорошо себя чувствуют, оказавшись в подобной ситуации. Новоявленный начальник может ощущать вину перед коллегами за то, что он теперь "главный". Некоторые в глубине души считают, что получили повышение незаслуженно и виноваты перед тем, кто заслуживал этого больше.
Надо сказать, что и рядовые работники могут тут подливать масла в огонь. К примеру, зло шептаться за спиной нового шефа, саботировать его поручения, потому что не воспринимают его как начальство или считают, что он недостоин такого поста… Ситуация и атмосфера в коллективе в результате могут стать такими некомфортными, что человек добровольно отказывается от новых обязанностей.
Зная об этом, вышестоящее руководство нередко предпочитает приглашать нижестоящих руководителей "со стороны", а не назначать их из числа рядового состава. Тогда подчиненным бывает не так обидно.
Еще один характерный пример — сотрудника похвалили за хорошую работу, удачно завершенный проект, как-то отметили, дали премию… А остальным это не понравилось.
Кто-то может считать, что сотрудник отмечен несправедливо, что не так уж он и хорош… Если это мужчина, о нем могут сказать, что он сумел подладиться к начальству, если женщина — что она крутит амуры с шефом, вот и имеет "бонусы"…
Разумеется, такие разговоры рано или поздно дойдут до самого "виновника торжества". Понятно, что это его не порадует. И может даже стать причиной увольнения.
Еще одна причина, по которой работника могут не радовать "преференции", связана с большими нагрузками и ответственностью, которые он теперь вынужден нести.
Назначили руководителем, дали вести серьезный проект — и выясняется, что человек к этому не готов. Не готов к повышенным требованиям, к нервотрепке, к тому, что будет уходить больше времени на работу, что надо спрашивать с людей… Это может привести к нервному срыву, отказу от новой должности или проекта, к уходу из компании…
Можно ли что-то посоветовать тем, кого не радует внезапное повышение статуса?
Вот рекомендации хотя бы для некоторых ситуаций. Попробуйте осмыслить причину, по которой вас это не радует. Если она связана с вашими коллегами, возможно, вам следует откровенно поговорить с ними и прояснить все "непонятки".
Если вы понимаете, что явно оказались не на своем месте, есть смысл обсудить это с вышестоящим начальством. От того, что кто-то будет заниматься не своим делом, проиграют все.
Возьмите тайм-аут. Попросите перерыв, отпуск, или пока оформить вас исполняющим обязанности, а не начальником. За это время вы сможете все обдумать и понять, насколько вам это подходит.
Не стесняйтесь говорить "нет", если повышение вас категорически не устраивает. Но будьте готовы к тому, что такой ответ придется серьезно обосновать.
Читайте также: