Порой провалы в работе вызывают у людей колоссальный стресс и панику, им кажется, что мир рухнул… Между тем, поговорка: "На ошибках учатся", — совершенно справедлива. Допущенные нами промахи — это опыт, помогающий нам развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане. Другое дело — как правильно себя вести, если вы допустили ошибку.
Чего подчиненные боятся больше увольнения
В детстве мы часто умалчиваем о совершенных нами проступках, например, прячем осколки разбитой тарелки или сломанную вещь, чтобы взрослые нас не ругали… Но ведь сейчас нам уже не пять лет!
Рано или поздно ваши коллеги или руководство все равно заметят ваш промах. Поэтому лучше признайтесь во всем сразу. Возьмите на себя ответственность за совершенное "преступление". Иначе потом будет хуже: вас ославят за "профнепригодность". Профессионал всегда замечает свои огрехи, а дилетант — нет.
Казалось бы, странная рекомендация… Тем не менее, резон в ней есть. Если человек часто извиняется, то есть признает свою вину в чем бы то ни было, его начинают воспринимать как слабого и "вечно виноватого". Не успеете оглянуться, как шеф и сослуживцы начнут вас винить не только в ваших собственных, но и в чужих грехах. Причем малейший недочет в работе будет вызывать шквал критики… Именно часто извиняющихся работников зовут идиотами и тупицами — просто они сами своим "вечно виноватым" поведением (а вовсе не выполнением профессиональных обязанностей) формируют такое мнение о себе. Одно дело — взять на себя ответственность, и совсем другое — просить прощения за то, что вы такой глупый, неловкий, никчемный… Поэтому избегайте слов "простите" и "извините", если они относятся к вашим ошибкам по работе. Лучше сказать: "Это моя ошибка", — чем: "Это моя вина". Ошибиться может каждый, а вот вины вам не простят.
Конечно, у вас могла быть уважительная причина для того, чтобы не сдать вовремя отчет или проект, не выполнить назначенное задание. Например, заболел ребенок (или вы сами), прорвало трубу в ванной, сломалась машина… Или же вы допустили ошибки, так как не поняли поставленной перед вами задачи… Но если при этом вы подвели других людей, никому не легче от ваших "причин"… Как же тут быть?
Причину, разумеется, надо озвучить. Но не стоит зацикливать на ней внимание ваших коллег или начальника. Кратко, в нескольких словах, объясните, что случилось (если это не имеет прямого отношения к работе). И начинайте работать над исправлением ситуации.
Хорошо бы сразу разработать план действий по устранению вашей ошибки. И заодно придумать, как не повторять таких промахов в будущем.
Проявляйте инициативу, по возможности не позволяйте исправлять ваши собственные ошибки другим людям, иначе репутация "непрофессионала" вам обеспечена… Если же вы предложите план действий, то все увлекутся его обсуждением настолько, что позабудут о вас.
Если ошибка легко исправима, то сделайте это сразу же, как только она обнаружилась.
Не следует долго заниматься самоедством по поводу совершенных ошибок. Исправьте их и беритесь за другой проект или задание. Если вы слишком зациклитесь на том, что у вас не получилось, вы в дальнейшем будете опасаться брать на себя ответственность и никогда не сделаете карьеры.
Провалы в работе стоит воспринимать как полезный опыт. Ведь в дальнейшем вы этих ошибок уже не совершите?
Откуда берутся неудачники? Скорее всего, эти люди когда-то совершили ошибку или их просто покритиковали и они решили, что ни на что путное не годятся…
Взгляните на успешных людей. Вы полагаете, что их путь к успеху был устлан розами и их никогда не преследовали неудачи?
Фиаско в той или иной сфере терпят все. Но одни находят в себе силы, чтобы подняться и двигаться вперед, к своей цели, а другие предпочитают больше "не высовываться".
Даже если совершенный вами промах привел к серьезным последствиям — например, вы не прошли испытательный срок, вас уволили, объявили выговор, лишили премии и т. д., это еще не повод вешать нос. Вспомните пословицу: "Не ошибается тот, кто ничего не делает!"