На стене моего лифта кто-то написал Punk Not Dead. Уверенная рука, жирная надпись – этот кто-то действительно верит в то, что написал. А я вот не верю. По крайней мере, те неумытые, нетрезвые ребята в рванье, клянчащие копейки возле метро оптимизма по поводу настоящего и будущего панк-движения не добавляют. Зеленый ирокез – это конечно серьезный вызов системе, однако люди, зависящие от подачек «цивилов», дозы алкоголя или наркоты как-то не ассоциируются с понятием свободы и подлинным бунтарством.
Настоящих панков осталось не так уж и много. Большинство из них родом из середины 80-х, периода расцвета хардкора. Один из них мой приятель-востоковед, который благодаря своей эрудиции и харизме, неизменно собирает вокруг себя обширную аудиторию. Он мало отличается от окружающих, а про себя говорит, что его ирокез растет внутрь, а не наружу. В прошлом последователь движения стрэйт эйдж, он считает, что именно это увлечение помогло ему полностью понять себя и добиться того, что имеет сейчас. Он сохранил самое главное - свободу выбора. И его есть за что уважать.
В переводе стрэйт эйдж (sXe) означает прямую линию, или прямой путь. Движение стало феноменом контркультуры. Его последователи противопоставляли себя всевозможным раздолбаям, отказывались убегать от реальности посредством алкоголя и химических веществ, преследуя основную идею, оставлять за собой право выбора. В этом заключается истинная свобода, а еще в музыке.
Движение стрэйт эйдж возникло не на пустом месте. В 1981 году фронтмен группы Minor Threat Йан Маккей заявил, что последователи хардкор - движения не курят, не употребляют алкоголь, и не занимаются сексом, кроме как для продолжения рода. Иными словами, новое поколение панков будет олицетворять собой здоровый дух в здоровом теле. Это идею Minor Threat воплотили в своем творчестве, записав песню, которая так и называлась Straight Edge и стала гимном стрэйт эйджеров на долгие годы.
В США, так и в Европе стартовало множество других коллективов. Стрэйтэйджеровская сцена стала расширяться, привлекая все больше молодых людей позитивными лозунгами.
Вместе с тем появилось направления под названием hardline. Лучшим методом защиты священной и неприкосновенной жизни они избрали нападение на всякого, кто осмелится каким-нибудь образом ущемлять их права. Чрезмерная жестокость и агрессивность хардлайнеров поставили под вопрос их причастность к sXe.
Стрэйт эйдж оставляет также право выбора относительно вероисповедания и не оказывает предпочтения той или иной религии. Среди стрэйтэйджеров есть множество христиан, кришнаитов, буддистов. Таким же образом обстоит дело с политическими убеждениями. Есть стрэйтэйджеры далекие от политики, некоторые имеют анархистские взгляды. Однако важно четко представлять, что стрэйт эйдж направлен против фашизма, расизма, национализма, сексизма. Все это противоречит, принципу стрэйт эйджа - равенству всех людей и невозможности насильственного их переубеждения.
Стрэйт эйдж находит самовыражение в позитивном бунте, направленном против общепринятых жизненных установок: культа денег, потребительскому отношению к природе.
Отношение к экологии выразилось в идеологии про-лайф, согласно которой любое живое существо имеет безусловное право на жизнь. Человек, придерживающийся про-лайф, отказывается от употребления мяса, кожи. А также считает неприемлемыми аборты, контрацепцию, любое убийство. Возможно, со стороны такие взгляды кажутся смешными, но это уже крайности, свойственными любому развивающемуся движению.
Основным постулатом sXe – остается то, что стрэйт эйдж - это не мода и не экзотический способ самовыражения, а личный выбор каждого, не зависящий от кого бы то ни было.
Полазить по Сети и вспомнить о стрэйтэйджерах меня заставила любопытная книжка одного культового человека из Питера по имени Павел Перец. Она называется «От косяка до штанги» и красочно описывает путь к настоящей свободе. Как написано в аннотации книги – это «реальная история человека, который смог изменить себя, руководствуясь принципом «stay punk – stay clean» (оставайся панком, оставаясь чистым). Вот пример настоящего бунта, против того, что происходит вокруг.
Я не знаю, за что можно уважать человека, нацарапавшего корявое граффити в моем лифте. Он поступил тупо и стандартно. Не плыть по течению, а честно оценить и изменить себя, что может быть круче в нашей повседневной жизни.
«В течение лет я стремился к силе через медитацию, поступки и Железо. Я верю, что только в сильном теле может жить сильный разум. Я не общаюсь с Железом в течение некоторого времени и чувствую, как мой разум слабеет. Тяжёлая депрессия затягивает меня. Моё тело выключает мозг. Ничто не выводит меня из депрессии лучше, чем Железо. Ничто не помогает побороть слабость так, как сила. Разбудив однажды свой разум и тело, повернуть назад уже невозможно. Ты всегда можешь положиться на честность Железа. Остальные могут говорить про тебя что угодно - что ты бог или полное ничтожество. Но Железо всегда возвращает тебя к твоему истинному "Я". Железо - это моя отправная точка, всезнающий, мудрый и щедрый учитель. Оно - как маяк во тьме. Друзья приходят и уходят. Но две сотни фунтов - это всегда две сотни фунтов».
Генри Роллинз «Железо».