Классика не терпит суеты и фастфуда

Какая связь между ресторанами быстрого питания и шедеврами мировой культуры? Недавно группа ученых из Университета Торонто, куда вошли профессора Сэнфорд Е. Дево и Чэнь-Бо Чжун, а также студент Джулиан Хаус, выяснила, что люди, регулярно посещающие такие заведения, теряют способность получать удовольствие от духовной пищи. Отчего так происходит?

В исследовании приняли участие 280 американцев, живущих в районах с большим количеством заведений, где продают фастфуд. Им демонстрировали различные символы, связанные с фастфудом и сетями быстрого питания, в первую очередь — логотип сети "Макдоналдс", который, по мнению канадских экспертов, является "символом эффективности использования времени" в современном мире. После этого испытуемым давали созерцать картины известных мастеров и прослушивать шедевры мировой музыки и просили дать оценку положительным эмоциям, которые охватывали их в этот момент. Оказалось, что предварительное созерцание символики фастфуда снижало уровень наслаждения произведениями искусства.

На следующем этапе ученые отобрали 250 добровольцев, которым демонстрировали по пять рекламных изображений. Три из них были нейтральными, а на двух красовался фастфуд. При этом в половине случаев кушанья лежали на тарелках с логотипом сети, а в половине — на керамической посуде. Затем половине участников показали ряд красивых пейзажей. И наконец, попросили оценить, насколько счастливыми они себя чувствуют.

Обнаружилось, что те, кто рассматривал снимки пейзажей, ощущали себя более счастливыми, чем те, кому этих фотографий не показывали. В то же время, те, кому перед этим показывали пищу на тарелках с логотипом сети быстрого питания, оценили свой уровень счастья как более низкий по сравнению с теми, кто видел фастфуд на керамических тарелках.

Далее команде из 122 добровольцев показали по пять рекламных снимков. В одних случаях это были изображения обычной пищи, в других — фастфуда. Некоторым из участников при этом давали прослушать в течение 86 секунд "Цветочный дуэт" из оперы "Лакме". Потом среди них провели опрос. Выяснилось, что тем, кто слушал музыку во время просмотра фотографий с обычными блюдами, казалось, что она длится дольше, чем тем, кто глядел на фастфуд.

Чем же объясняется подобный феномен? Специалисты из Университета Торонто считают, что привычка есть "быстрым" способом развивает в нас чувство нетерпения, которое мешает нам наслаждаться различными приятными вещами нематериального порядка. Привычка утолять голод как можно скорее приводит к тому, что мы начинаем поступать точно так же и в других сферах, в том числе и в тех, где спешка оказывается неэффективной. "Как это ни парадоксально, но технологии, направленные на улучшение благосостояния за счет снижения времени, затрачиваемого на повседневные дела, в конечном итоге могут привести к недостатку свободного времени", — заявили исследователи.

Еще одно исследование на тему восприятия искусства было проведено командой итальянских и австрийских ученых. Они обнаружили, что люди, которые подверглись воздействию током на определенные области мозга, испытывают больший восторг от произведений предметной живописи, чем те, кто не подвергался такому воздействию.

В ходе эксперимента 12 добровольцам прикрепили в районе левого виска электроды, которые могли активировать особую зону префронтальной коры левого мозгового полушария. Участникам говорили, что им будут проводить процедуру электрической стимуляции мозга. Но при этом реально ток включали лишь в половине случаев.

До и после "процедуры" испытуемых просили поведать свои впечатления от созерцания нескольких картин. Выяснилось, что тем, кто действительно подвергся стимуляции электрическим током, картины в целом понравились больше, чем тем, которые только думали, что их стимулировали. Так что эффект самовнушения совершенно исключен. Однако стимуляция оказывала влияние лишь в том случае, если добровольцам демонстрировали фотографии или произведения предметной живописи. Если же это были произведения абстрактного искусства, то ничего подобного не наблюдалось. Скорее всего, за восприятие предметных и абстрактных изображений отвечают разные области мозга, полагают исследователи.

Какое практическое значение могут иметь данные этих двух исследований? Безусловно, они позволили более детально изучить особенности эмоционального восприятия различных символов и изображений, а также выявить способы изменения нашей эмоциональной реакции на них.

Читайте также:

Железные дороги отнимают у людей память  

Эксперименты: деньги объединяют людей?

Какие привычки нам "подарила" реклама?

Бедность - не порок, а большая глупость