Если вы спросите, что такое счастье, вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос сразу и не задумываясь… Дело в том, что понятия о счастье и его составляющие у каждого свои. Вот некоторые факты, связанные со счастьем, о которых большинство людей даже не подозревает и которые на первый взгляд могут показаться вам довольно странными.
Специалисты из Центра глобальных исследований Уорикского университета (Великобритания) заинтересовались тем, что, согласно социологическим опросам, жители Дании и Нидерландов имеют более высокий индекс счастья, чем жители стран с более высоким уровнем экономики.
Ученые проводили сравнение данных, касающихся граждан 131 страны, сразу по нескольким критериям: социально-экономическое развитие государства, культура и религии народов, проживающих на его территории, а также… генетика.
Оказалось, что именно последний фактор, похоже, играет самую большую роль в формировании уровня счастья населения. "Мы обнаружили, что чем дальше генетическое расстояние других народностей от жителей Дании, тем ниже уровень их удовлетворенности жизнью, — прокомментировал один из авторов исследования, экономист Эухенио Прото.
Следовательно, чем ближе представители какой-либо национальности по генетической структуре к датчанам, тем они счастливее.
Также менее счастливые люди имели более короткий вариант гена, влияющего на уровень серотонина — гормона, отвечающего за хорошее настроение. "Среди 30 исследуемых стран в Дании и Нидерландах живет меньше всего людей с короткой версией этого гена", — сообщил Прото.
Кстати, в рейтинге самых счастливых стран, составленном в 2013 году, Россия заняла 68-е место. Всего в рейтинге были представлены 156 стран.
Распространенная поговорка о том, что счастье не купишь за деньги, как ни странно, не находит подтверждения. Британские исследователи провели ряд опросов, доказавших, что счастье в сознании людей так или иначе зависит от финансового благосостояния.
В опросах принимали участие люди с самым разным уровнем достатка. Оказалось, что те, чей доход был достаточно высоким, как правило, считали себя более счастливыми, чем граждане с более низкими доходами.
Люди, которые владели недвижимостью, но не владели значительными финансовыми накоплениями, были менее счастливы, чем владельцы ценных бумаг и акций. По-видимому, само сознание того, что у вас есть деньги, приносит удовлетворение жизнью. Но если у вас есть дом или участок земли, это еще не значит, что вы богаты.
Лучше чувствовали себя и те, кто обладал красивыми и дорогими вещами — мебелью, одеждой, аксессуарами.
Когда проводился опрос среди американцев, лишь 6 процентов респондентов заявили, что счастье является духовной категорией и его нельзя купить за деньги. В среднем, чтобы чувствовать себя счастливым, жителю США требуется не менее 100 тысяч долларов в год.
В свою очередь, ученые из Принстона выяснили, что уровень счастья напрямую зависит от доходов лишь, пока человек не начнет зарабатывать определенную сумму. Когда сумма заработка доходит до 75 тысяч долларов в год, ее обладатель уже не становится счастливее.
В International Journal of Trade and Global Markets опубликованы результаты исследования, в ходе которого ученые пытались узнать, какие запахи ассоциируются у большинства людей со счастьем и удовольствием. Исследователи опрашивали постояльцев одного из отелей в Калькутте (Индия).
В частности, у них интересовались, что могло бы сделать их пребывание в гостинице более приятным. Более 41 процента опрошенных ответили, что это мог бы быть приятный запах, витающий в их номере. Тогда их спросили, какой запах кажется им наиболее приятным и соотносится для них с ощущением счастья.
В порядке убывания первые места в "топ-десятке" заняли аромат свежеиспеченного хлеба, чистого постельного белья, свежескошенной травы, цветов, молотого кофе, воздуха после дождя, ванили, шоколада, жареной рыбы, картофеля фри и жареного бекона.
Более ранние исследования доказали, что именно запахи люди лучше всего запоминают в связи с какой-нибудь ситуацией. Мы обычно запоминаем 35 процентов запахов, 5 процентов визуальной информации и лишь 1 процент тактильных ощущений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что запахи имеют для нас определенную эмоциональную окраску.