Совсем недавно исполнилось ровно 100 лет со дня рождения британского психолога Ганса Юргена Айзенка. Он знаменит тем, что разработал систему тестирования IQ-коэффициента человеческого интеллекта, которой активно пользуются до сих пор. Однако и научной деятельности Айзенка, и объективности тестов на интеллект сложно дать однозначную оценку.
Айзенк появился на свет в Германии, в семье актеров немого кино. В юности он увлекся составлением гороскопов и даже, говорят, составлял натальные карты нацистским лидерам — как известно, в Третьем Рейхе астрология и прочие оккультные науки были в тренде…
Однако лженаучное увлечение через несколько лет прошло. Эмигрировав в Англию, Айзенк поступил на факультет психологии и получил степень доктора философии и социологии. В числе прочего он занимался исследованием психологических различий между представителями различных рас. В этом ему как раз и помогал созданный им пресловутый тест на IQ.
Правда, недоброжелателей у ученого хватало: в 1971 году во время чтения публичной лекции его закидали яйцами за заявление о том, будто интеллектуальный коэффициент африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у людей европейской расы — Айзенк объяснял это особенностями генокода.
Собственно, идея создания интеллектуальных тестов принадлежит не Айзенку, а английскому ученому и философу рубежа XVI-XVII веков сэру Фрэнсису Бэкону. Бэкон считал, что умственные способности могут передаваться по наследству — от родителей к детям.
В последнее время было проведено множество исследований, касающихся особенностей интеллекта. Действительно, было доказано, что генетика оказывает определенное воздействие на уровень умственных способностей, но помимо нее на него также влияет и множество других факторов, например, возраст, питание и социальная среда.
Недавно датские исследователи выяснили, что патогенные микроорганизмы могут негативно влиять на когнитивные способности: чем большим количеством инфекционных заболеваний мы хвораем, тем ниже наш IQ.
В свою очередь, специалисты из Университета штата Мэриленд пришли к выводу, что на интеллект благоприятно воздействует регулярный секс. Они объясняют это тем, что занятия любовью стимулируют образование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, ответственном за механизмы памяти.
Ученым удалось доказать это экспериментальным путем. Правда, эксперименты велись пока не на людях, а на крысах. Подопытных грызунов разделили на две группы. Первой разрешали вступать в половые контакты по полчаса в день, а вторая была вовсе лишена возможности жить половой жизнью. Оказалось, что у крыс, проявлявших сексуальную активность, нейроны формировались куда интенсивнее. Но стоило лишить их секса, как интенсивность падала.
Тем не менее многие представители научного сообщества относятся к традиционной системе тестирования на интеллект весьма скептически. Например, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ Станислав Дробышевский заявил, что "тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему".
Существует также распространенная шутка: "Высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта". Действительно, как показывает практика, чем чаще человек проходит тесты на IQ (есть разные виды тестов, но в сущности все они похожи), тем лучшие результаты он демонстрирует…
Следовательно, можно элементарно натренироваться в прохождении таких тестов. Но это ведь не значит, что ваш интеллект повысился!
Между тем, ученые предлагают альтернативные способы оценки интеллекта. Так, английский психолог Чарльз Спирман подтверждает справедливость поговорки: "Талантливый человек талантлив во всем". Он обращает внимание на тот факт, что многие люди проявляют способности в разных сферах, часто совершенно не связанных друг с другом: скажем, математик является одаренным и в области живописи или музыки. По мнению Спирмана, можно говорить о некоем "g-факторе", характеризующем общий уровень мыслительных способностей человека.
Исследователь выяснил, что "g-фактор" в значительной степени является наследуемым признаком. Кроме того, на него влияют размеры некоторых отделов мозга и ряд других биологических показателей. Чем выше показатели "g-фактора", тем больших успехов человек способен достичь в образовании, карьере и различных видах социальной деятельности. И это куда объективнее, чем тест IQ, на который можно просто натаскать, полагает Спирман.