Произведения искусства пытались подделывать во все времена. Чаще всего качественно выполненные копии картин или скульптур пытаются выдать для потенциальных покупателей за подлинник. И порой обман раскрывается далеко не сразу. В случае с "Моной Лизой" мошенники не ограничились подделками, а решили похитить оригинал. Правда, затея провалилась…
В 1911 году по меньшей мере шестеро американцев заплатили по триста тысяч долларов каждый за обладание "Моной Лизой", великим творением бессмертного Леонардо. Обманутые ценители изящных искусств ничего не знали друг о друге и свято верили в подлинность своих приобретений. Оно и немудрено: ведь в том же самом году "Мона Лиза" была похищена из парижского Лувра… И к этому приложили руку именно продавцы копий всемирно известного шедевра.
Это похищение увенчало кипучую деятельность целой шайки мастеров подделок, которую сколотили на заре ХХ века самозваный "маркиз" Эдуардо де Вальфьерно и его приятель Ив Кудро. Валфьерно начал свою воровскую карьеру с подделок работ старых голландских и фламандских мастеров, которые он сбагривал зажиточным аргентинским вдовам, при этом поступая очень мудро: он предлагал дамам приобрести картины, которые впоследствии можно было пожертвовать церкви.
Кудро, в прошлом художник-реставратор, специализировался на изготовлении копий полотен испанского живописца Бартоломео Эстебана Мурильо. Закидав Аргентину поддельными Мурильо, парочка мошенников перебралась в Мехико, где мастерство Вальфьерно достигло совершенства. Он вставлял копию картины в рамку оригинала с обратной стороны, затем в галерею приводили потенциального покупателя и настойчиво предлагали ему тайком, пока никто не видит, пометить тыльную поверхность холста… В итоге покупатель пребывал в твердом убеждении, что видел в галерее именно ту картину, которая впоследствии доставалась ему.
У Вальфьерно была целая стопка поддельных газетных заметок о кражах известных полотен, которые он намеревался продать своим клиентам. Если ему заявляли, что оригинал висит в галерее и его никто не похищал, мошенник клялся и божился, что в галерее — копия… "Маркиз", видимо, обладал даром убеждения и многие ему верили.
Неизвестно, как долго это продолжалось бы, но в конце концов у приятелей появилась возможность переехать в Париж. Там, используя ту же "методу", Вальфьерно открыл бойкую торговлю картинами, "украденными" из Лувра. Он снабжал своих покупателей поддельными документами на бланках музея, гласящими, что подлинник похищен, а в Лувре висит копия.
Спустя три года Вальфьерно, Кудро и трое их пособников убедили одного американца в том, что они могут похитить для него саму "Мону Лизу", и всучили любителю живописи одну из копий, сработанных Кудро. После столь ошеломляющего успеха шайка настолько обнаглела, что решила распродать все имевшиеся у нее портреты Моны Лизы и похитить из Лувра оригинал! Разумеется, запросив за него впоследствии баснословную сумму.
Чтобы удачно осуществить "операцию", Вальфьерно подкупил Винченцо Перуджи, итальянского стекольщика, который делал защитный экран для великого полотна Леонардо и прекрасно знал, как закреплена картина.
В понедельник 21 августа 1911 года музей был закрыт для посетителей. Перуджи и двое его сообщников провели предыдущую ночь в запаснике Лувра, а наутро, облаченные в рабочие комбинезоны, отправились прямиком в салон Карре, сняли картину, весившую почти десять килограммов, и были таковы.
В течение последующих нескольких месяцев шестеро состоятельных американцев выложили по триста тысяч долларов за знаменитый портрет Джоконды, и каждый из них был твердо убежден, что владеет подлинником…
Но мошенникам так и не удалось нажиться на оригинале "Моны Лизы". После "ограбления века" везение им внезапно изменило. Перуджи банально стащил у своих сообщников великое творение Леонардо и в ноябре 1913 года предложил его одному флорентийскому торговцу произведениями искусства. Тот мгновенно заподозрил неладное. В итоге Перуджи был пойман с поличным и посажен в тюрьму, а шедевр — возвращен в Лувр…