Исторически дети играли на улице со сверстниками. Но исследование, проведенное в 16 разных странах, показало, что дети во всех обследованных странах проводят большую часть свободного времени внутри помещения, выполняя школьные задания и смотря телевизор. Уровень просмотра телевизора был выше у детей, живущих в развивающихся странах, чем у детей в развитых странах.
Игра врождена, и наши инстинкты участия в ней можно проследить вплоть до наших животных предков. Тот факт, что другие млекопитающие, такие как шимпанзе и большие обезьяны, имеют природное желание играть, указывает на то, что игра существовала задолго до появления нашего вида.
Древние двухлетние дети создавали рисунки пальцами на стенах пещер. Древние греческие дети играли в игры, такие как "кости", древнюю версию игры в бросание мяча, для развлечения. В Средние века мальчики и девочки делали свои игрушки из дерева или камня. Даже дети в нацистских концентрационных лагерях играли. Игра всегда присутствовала в истории человечества, независимо от культуры или условий жизни.
Если вы тот родитель, который говорит своим детям, что в ваше время вы гораздо больше играли на улице, чем они сейчас, то вы говорите правду: в другом исследовании 70 процентов матерей рассказали, что в детстве играли на улице ежедневно, в то время как только 31 процент их детей это делают. И когда дети все-таки играют, часто это игра под наблюдением взрослых, а не свободная игра (импульсивная, самоуправляемая игра ради игры).
Несмотря на то, что характер игры меняется, ее роль в развитии ребенка увлекает исследователей на протяжении веков — и это с хорошей причиной.
Это конец дня, и вы устали, но дети все еще бегают вокруг в кругах, преследуя свои невидимые хвосты. Вы можете задаться вопросом: почему они до сих пор играют? Откуда у них столько энергии?
Вы не одиноки. Психологи и философы задаются этим вопросом много лет (и, вероятно, тоже многие бессонные ночи). Философ Карл Гроос утверждал, что наши склонности играть в прятки, лазить по деревьям и прыгать со скакалкой развились естественным отбором, чтобы научить нас физическим и умственным навыкам, необходимым для выживания и размножения. Таким образом, человеку заложено природой учиться и веселиться одновременно.
Исследования по причинам, по которым дети играют, привели ко множеству разных выводов. Классические теории игры в значительной степени философские и возникли в XIX и начале XX века:
Современные теории игры возникли после 1920 года и подкрепляются эмпирическими исследованиями. Среди них следующие:
Как вы, вероятно, уже поняли, нет консенсуса относительно причин, по которым дети играют — и это далеко не полный список теорий.
Однако с одним можно согласиться: игра полезна и необходима для развития ребенка. Через игру дети учатся принимать решения, контролировать себя, реагировать на сложные ситуации и следовать правилам. Социальная игра помогает детям заводить друзей и делает их счастливыми.
Но многочисленные преимущества игры не спасли ее от падения популярности в нашем быстром и цифровом обществе.
По мере уменьшения игры дети имеют меньше возможностей для общения и изучения, как взаимодействовать с миром вокруг них. Некоторые утверждают, что они становятся менее эмпатичными и более нарциссичными. На протяжении нескольких десятилетий уровень тревожности и депрессии среди молодежи возрастал, а уровень самоубийств более чем вдвое превышал то, что было в 50-х годах. Также увеличилось распространение психических расстройств. Несмотря на отсутствие доказательств того, что сокращение времени игры является единственной причиной этих проблем, оно определенно не способствует их решению.
Активные игры, такие как Wii Fit, симуляторы боевых искусств и Gamercize, пользуются популярностью уже несколько лет. Они требуют больше энергии и стимулируют детей к физической активности, предоставляя при этом увлекательное развлечение. Однако активные игры не могут полностью заменить традиционную свободную игру, так как исследования показывают, что они умеренно увеличивают физическую активность и снижают индекс массы тела. Кроме того, использование этих игр с течением времени уменьшается, в отличие от традиционных видеоигр. Тем не менее, активные игры могут стать шагом к будущему с более неструктурированной уличной игрой.