Если вы живете в городе, где часто выпадает снег и образуется гололед, то вы наверняка знакомы с дорожной солью. Ваш город и местное правительство, скорее всего, имеют несколько распылителей-солевозов, которые используют дорожную соль для таяния льда на дорогах. Но почему соль действительно растворяет лед?
Дорожная соль — это просто галит — каменная соль, которая является натуральной формой поваренной соли (NaCl). Разница заключается в том, что поваренная соль проходит длительный процесс очистки, в то время как каменная соль этим не обладает. И поскольку каменная соль все еще содержит примеси, она имеет коричневый или серый цвет.
Некоторые города используют другие виды соли, такие как хлорид калия или хлорид кальция, чтобы дороги оставались без льда.
Лед образуется, когда температура воды достигает 0 градусов Цельсия, и это включает лед на дорогах. Дорожная соль снижает температуру замерзания воды посредством процесса, называемого снижением точки замерзания.
Точка замерзания воды снижается после добавления соли, поэтому соль делает процесс замораживания воды более сложным. 10-процентное растворение соли замерзает при минус 6 градусах Цельсия, а 20-процентное растворение замерзает при минус 16 градусах Цельсия.
Главное заключается в том, что на дороге должно быть хотя бы немного воды для того, чтобы снижение точки замерзания могло сработать. Вот почему часто видно, как автомобили обрабатывают дороги раствором (смесью соли и жидкой воды), когда ожидается лед и снег.
Если дороги сухие, и дорожные службы просто распространяют дорожную соль, это, вероятно, не сделает много разницы. Но предварительная обработка раствором может помочь предотвратить образование льда и уменьшить количество солевозов, необходимых для раскрашивания дорог.
Каменная соль — один из самых широко используемых дорожных антигололедовых средств, но у нее есть свои критики.
Во-первых, у каменной соли есть свои ограничения. Если температура на дороге ниже примерно минус 9 градусов Цельсия, соль не будет иметь никакого эффекта на лед. Твердая соль просто не может проникнуть в структуру замерзшей воды и начать разрушать лед. В таких случаях дорожные службы обычно распространяют песок поверх льда, чтобы обеспечить сцепление.
Кроме того, каменная соль вызывает серьезные экологические проблемы, включая натрий и хлор, которые вымываются в почву и воду. И как мы уже упомянули ранее, из-за того, что каменная соль не очищена и содержит примеси, такие как свинец, железо, алюминий и фосфор, при ее распространении эти вещества также попадают в окружающую среду.
Тем не менее, каменная соль остается наиболее широко используемым и доступным средством для борьбы с гололедом на дорогах. И хотя существуют и другие химические антигололедные средства, ни одно из них не лишено рисков на 100 процентов.