Перед тем как появились ценители кофе, существовали ценители вина. И они были иногда нестерпимы. Даже настолько, что жена одного коллекционера не удержалась от шутки во время одной из дегустаций вин, которые ее муж устраивал в кругу единомышленников. Она тайком взяла ведро для слива остатков вина (туда, куда сливают лишнее вино во время дегустации) и вылила его в пустую бутылку вина. Позже она подала это вино на дегустации, скрыв этикетку, утверждая, что это особенное вино, которое им обязательно стоит попробовать. Смесь разных сортов и конфликтующих ароматов была настолько хорошо принята, что она не смогла признаться в своей шутке.
Эта версия слепого тестирования, которая была воспроизведена в разных кругах по всему миру и поднимает вопрос о том, правда ли, что дорогое вино действительно вкуснее дешевого. В одном легендарном случае молодое калифорнийское вино в слепой дегустации соревновалось с винами знаменитых французских производителей Бордо — и победило. Очевидно, в случае вина вкус связан с вашими представлениями.
Некоторые исследования показывают, что средний любитель вина предпочитает дешевое вино дорогому, в то время как знатоки вина могут почувствовать разницу между дешевыми и дорогими винами — но только в какой-то мере. Урок заключается в том, что, когда мы не знаем цену вина, большинство из нас получит такое же удовольствие от дешевой бутылки, как от ее дорогой аналогичной версии.
Прежде чем снижать бюджет на вино до минимума, учтите сложности. Вкус вина на самом деле не зависит от самого вина. Вкус — это комбинация алкогольного напитка в бокале и окружающей среды, в которой вы его пьете. Температура вина имеет значение. Также влияют обстоятельства, компания, в которой вы находитесь, и блюда, с которыми вы его сочетаете.
Когда вы пьете вино, независимо от цены, ваше восприятие вина будет влиять на то, как вы воспринимаете его вкус. Если вы считаете его дорогим вином, то скорее всего оно и вкусно.
В одном исследовании 20 участников пробовали пять Каберне Совиньон, отсортированных по цене (от 5 до 90 долларов), находясь внутри магнитно-резонансного томографа, который измерял активность мозга. Однако использовались только три настоящих вина. Одно из 5-долларовых вин, например, подавалось как 45-долларовое вино.
Участники исследования нашли, что более "дорогие" вина вкуснее. Бутылку за 90 долларов предпочли бутылке за 10 долларов, даже когда это было одно и то же вино. Но вот интересно: поскольку испытуемые считали, что им больше нравятся дорогие вина, они действительно больше ими наслаждались. При этом префронтальная кора мозга активировалась при дегустации самых дорогих вин, усиливая удовольствие от их употребления.
Оказывается, для того чтобы получить удовольствие от дегустации вина, важны не только сорт и цена вина, но и окружающая среда, качество компании и пейзажные виды, которые влияют на то, как мы интерпретируем момент.