Автомотохобби: игрушки для взрослых

Одно из самых модных сегодня хобби — коллекционирование масштабных моделей автомобилей и мотоциклов. К своему увлечению коллекционеры авто относятся достаточно серьезно — участвуют в выставках, обмениваются опытом, тратят массу энергии, добывая редкие экземпляры. Что же заставляет взрослых "мальчиков" и "девочек" играть в "машинки"?

По легенде, первые модели авто (тогда еще не коллекционные) начал делать Анри Ситроен — основатель всем известной французской марки. Хитроумный француз видел в этом беспроигрышный маркетинговый ход: играя в детстве в игрушечный "Ситроен", мальчик, повзрослев, захочет себе "Ситроен" настоящий. Примечательна история происхождения одной из самых знаменитых марок коллекционных моделей — "Matchbox". В первой половине прошлого столетия дочка одного из совладельцев этой компании, Джека Оделла, пожаловалась своему отцу на то, что учителя в их школе бранят детей, которые приносят на уроки большие игрушки. Специально для своей дочери и ее друзей Оделл запустил производство маленьких игрушечных машинок и поездов, которые бы помещались в спичечный коробок (английский спичечный коробок значительно крупнее нашего), отсюда и название бренда. Очень скоро "игрушки из спичечных коробок" стали предметом коллекционирования.

В наши дни классические английские модели "Matchbox" являются в среде коллекционеров предметом особой ценности. Не менее известны и немецкие модели авто, которые всегда отличались особой тонкостью исполнения и вниманием к мелочам. Впрочем, они наиболее популярны среди поклонников железнодорожного моделизма. Немецкая игрушечная железная дорога — заветная мечта и один из самых желанных подарков для любого ребенка во все времена!

История коллекционных моделей в нашей стране началась со знаменитой выставки в парке Сокольники в период хрущевской оттепели. Тогда павильон с моделями транспорта привлек огромное внимание советских мальчишек, увидевших такое зрелище впервые. Как говорится, "у советских собственная гордость", и вскоре за рубежом были закуплены пресс-формы для отливки масштабных копий авто (естественно, иностранных). А еще через некоторое время в Саратове было развернуто производство моделей отечественных автомобилей на собственном оборудовании. Ах, какие это были модели: подвижные элементы, открывающиеся двери, буйство красок. Но и цена на такой товар (в советских реалиях быстро ставший дефицитом) была далеко не игрушечная. Саратовские модели завоевали поклонников не только в СССР, но и за границей, так как ничуть не уступали моделям многих европейских фирм.

Однако со временем пресс-формы на заводе поизносились, конструкция моделей была значительно упрощена, качество материалов и сборки ухудшилось донельзя, а яркая красивая упаковка уступила место одинаковым безликим коробкам. К тому же, за тридцать лет саратовские производители не создали практически ничего нового. На рынок спешно хлынули более яркие импортные модели, а еще чуть позже их затмила собой китайская продукция.

Однако и сейчас среди отечественных (и не только) коллекционеров многие отдают предпочтение именно старым саратовским моделям. Конечно же, ценятся модели, сделанные еще в советскую эпоху. В масштабном автомотоколлекционировании существует множество направлений. Кому-то нравится охотиться за редкостями и коллекционными артефактами — для них старая, возможно, даже побитая машинка времен детства их родителей, напоминающая больше игрушку, чем масштабную копию, будет дороже любой новой дорогой модели. Для этой касты коллекционеров важна историческая ценность экземпляра.

Противоположный лагерь представляют те, кто больше внимания уделяет тонкой детализации и высокому уровню схожести модели с реальным авто, а этим требованиям в совершенстве отвечают только модели, сделанные по современным технологиям. Что и как коллекционировать — дело вкуса. Одни методично подбирают коллекцию по определенной тематике, другие берут все, что нравится. Кто-то покупает крупномасштабные модели с огромным количеством подвижных элементов и высокой детализацией, кто-то, наоборот, "крохотульки" ювелирной работы…

Не стоит наивно полагать, что коллекционирование масштабных моделей — это исключительно мужское хобби. Все чаще и чаще в рядах коллекционеров появляются представительницы прекрасной половины человечества. Не к обиде мужчин, стоит отметить, что дамы-коллекционеры отличаются более тонким вкусом при подборе моделей. Однако как бы ни разнились возраст и пол коллекционеров, а также их "специализация", эти люди стремятся находить друг друга, организуют сообщества, виртуальные форумы, клубы по интересам, ведь мало что объединяет так, как общее увлечение.

Читайте также: 

Какой язык самый сложный в мире?