Не так давно на филологическом факультете Воронежского государственного университета вышел сборник "Былички и бывальщины Воронежского края", авторами которого являются сотрудники лаборатории народной культуры имени Лазутина. Речь в книге идет о привидениях, якобы обитающих на территории области. Материал собран на основе фольклорных экспедиций.
На правом берегу реки Усманки, в 20 километрах от Воронежа, находится Веневитинский кордон. Когда-то владельцем его был купец Николай Веневитинов из дворянского рода. К этому же роду принадлежал известный поэт Дмитрий Веневитинов (1805-1827). Но мистическая легенда, связанная с этим местом, повествует не о них, а о некоей Веневитинской Деве. Суть ее в следующем. Как-то графу Веневитинову приглянулась крепостная девушка. Но у нее был возлюбленный, тоже из крепостных, и тогда граф, чтобы устранить соперника, отправил парня служить в солдаты. А в те времена военная служба длилась двадцать пять лет… Узнав об этом, девушка взяла и утопилась в озере под названием Чистое. С той поры на Веневитинском кордоне является ее призрак.
Есть и иная версия. Будто бы граф собственноручно утопил в озере свою жену, обвинив ее в измене. На самом деле она была невиновна. С тех пор дух ее никак не может успокоиться, и в окрестностях бывшей усадьбы бродит призрак женщины в черном рваном одеянии (видимо, порванном мужем-ревнивцем). Наконец, третья версия гласит, что никакой утопленницы не было, а был случай, когда владелице поместья отрубили голову — кто и при каких обстоятельствах, неизвестно. По-видимому, разбойники, которые хотели выпытать у нее о местонахождении сокровищ, которые она зарыла где-то на болотах. Так и ходит теперь графиня, стережет свои болотные клады… А под мышкой держит отрубленную голову.
В сборнике воронежских фольклористов приводится несколько современных историй о Веневитинском кордоне. Так, подвыпившая мужская компания, отдыхавшая в этих местах, будто бы повстречала в лесу странную старуху, вроде бы собиравшую грибы. А на другой день у них приключились неприятности — не завелась машина и сгорел трос, который использовали для буксира. Говорят, приятели собирались искать тот легендарный клад. Уж не сама ли Веневитинская дева им отомстила под видом старухи?
Читайте также: Городские легенды: привидения в особняке
В городе Рамонь есть замок, когда-то принадлежавший принцессе Евгении Ольденбургской, урожденной княгине Романовской. Евгения приходилась племянницей императору Александру II, который в 1879 году подарил ей на свадьбу имение в поселке Рамонь под Воронежем. Принцесса заказала архитектору Христофору Нейслеру строительство замка в английском стиле. Евгения Ольденбургская унаследовала от своих предков гемофилию — болезнь, при которой не свертывается кровь. Хотя считается, что эта болезнь, передаваясь по женской линии, поражает только мужчин. Но так или иначе, существует предание о том, что принцесса пользовалась услугами колдуна, лечившего ее кровью свежеубитых младенцев. Рассказывают, что супруг принцессы узнал о колдовских делах "целителя" и приказал его убить. Тот пытался скрыться на болотах, но его поймали и пригвоздили к земле осиновым колом… Перед смертью он успел проклясть и замок в Рамони, и весь род Романовых…
Что касается самой принцессы Евгении, то она после революции уехала за границу, где и скончалась в 1925 году. В имении же располагались различные учреждения — казарма, школа, больница, корпус сахарного завода… По слухам, привидений в окрестностях Ольденбургского замка даже несколько. Это и сама принцесса, якобы при жизни пытавшая крепостных в дворцовых подвалах, и дворовая девка Варвара, которую хозяйка как-то отправила с караваем встречать гостей и которая, долго простояв на холоде, заболела и вскоре умерла…
Еще одно аномальное место — музей-заповедник Дивногорье, что расположен в Лискинском районе. С ним связано предание о черном монахе. Будто бы молодой монах Павел ходил по окрестностям, собирая средства на новый колокол. Забредя в Белогорье, где в ту пору шалили разбойники, он на всякий случай припрятал собранные деньги под вербой на берегу Дона. Разбойники поймали его, пытали, где спрятаны деньги, но ничего не добились и бросили полумертвое тело под стенами Белогорского монастыря. Монахи выходили Павла, но он потерял память и забыл, где спрятал деньги. Прошло много лет, и Павел стал епископом. Как-то он поехал вместе с иноком по имени Василий в Дивногорский монастырь. Оказавшись в тех краях, он вдруг вспомнил, где зарыт клад, однако от потрясения занедужил и умер, а перед кончиной поделился этой тайной с Василием…
Читайте также: Городские легенды: советские привидения
Павла похоронили на местном кладбище, а неделю спустя инока Василия нашли мертвым на берегу, рядом с разрытой ямой… Его упокоили на том же погосте, рядом с Павлом. И с тех пор каждое лето видят в тех местах призрак черного монаха. Он грозит пальцем в сторону могилы соседа, а затем отправляется на поиски клада… Насколько правдивы все эти легенды и предания, судить трудно. Но они безусловно помогают лучше узнать историю того или иного края.