На вопрос "Куда собрался?" порой можно услышать следующий ответ: "На Кудыкину гору, воровать помидоры!" И мало кто догадывается, что это не просто распространенная присказка. Место под названием Кудыкина гора реально существует в Орехово-Зуевском районе Подмосковья. Как и многие другие прижившиеся в народном фольклоре якобы "мифические" названия…
Итак, реальная Кудыкина гора представляет собой сразу две деревни — Кудыкино и Гора, правда, расположенных совсем вплотную друг к другу. По поводу происхождения знаменитых названий ходит такое предание.
Жила будто бы в деревеньке Гора одна молодая замужняя бабенка. И вот влюбилась она в одного парня из соседней деревни, которая тогда еще не звалась Кудыкиным. Недолго думая, молодица сбежала от законного супруга к своему возлюбленному и стала с ним жить-поживать… Между тем, обезумевший от горя муж красавицы, как водится, напился до зеленых чертиков, ходил по деревенской околице и орал: "Куды?! Куды?!" С тех пор, мол, соседнюю деревню и нарекли Кудыкиным… В Кудыкино нынче любят заглядывать туристы: уж больно им интересно поглядеть на ту самую "фольклорную" деревню…
Читайте также: Люди-загадки: чующие запах смерти
Комедию "Не валяй дурака!" в постперестроечные годы не смотрел, наверное, только ленивый. Но кому же могло прийти в голову, что название, в которое, согласно киносценарию, предлагал переименовать село Красный Серп один из героев — вполне "документальное"? Деревня Мендюкино расположена в Зарайском районе Подмосковья. Но увы, даже коренные мендюкинцы не ведают, откуда взялось такое оригинальное наименование…
Иные топонимы дают повод для нелицеприятных прозвищ, поддразнивания жителей. Реально существующие Тьмутаракань, Чухлома, Хацапетовка — синонимы глухомани, "медвежьих углов"… А вот Мухосранск — название вымышленное, хотя означает то же самое…
Чухлома, например, давно уже стала именем нарицательным, синонимом отсталости и дремучести… Между тем, это тоже вполне реальный город в Костромской области. У "говорящего" топонима предположительно финноязычная основа, и слово это означает "ныряние". Такое же название, между прочим, еще носят три села в Нижегородской области. Кстати, "Чухлому" упоминает Анна Ахматова в своей "Поэме без героя". И уже безо всякой иронии…
Читайте также: Городские легенды: мистическая Калуга
Трудно поверить, но, к примеру, в Рязанской области есть деревня Снова-Здорово, в Смоленской — Елки-Палки. Неблагозвучные названия многих деревень и хуторов — Боров, Свинья, Кобель, Сука, Балда, Остолоп, Дурак, Дураково явно пошли от фамилий землевладельцев и отдельных жителей, насоливших чем-то соседям… Поэт Некрасов упоминает в своей поэме Гологузово, Безпортошное, Горемыки, Терпигорево. В дореволюционной России встречались даже такие уж совсем обидные названия, как Бардак, Блудово, Вшивко, Сопля, Соплино…
Как ни странно, в России почти нет "алкогольных" названий, хотя пьяное "веселие" — давняя традиция наших соотечественников. Имелся, правда, в Нижегородской области районный центр Пьянский Перевоз, от речки Пьяны (назвали ее так за извилистость — "шатается, как пьяная"), но в 1962 году его "облагородили", переименовав в просто Перевоз…
Советские власти вообще считали своим долгом наведение "порядка" и благолепия в топонимике. Так, Безобразно стало Зеленой Рощей, Бливачи — Прибрежным, Блудни — Речным, Бордели — Искрой, Вздеринога — Ореховым, Вонячка — Елаховым, Душегубово — Пчеловодным, Заразы — Клубней, Зудилки — Малиновкой, Елуиха — Юрьевкой, Ишаки — Красногорным, Крысы — Дубовым, Кукиши — Гвардейским, Мартышки — Березами, Мошонки — Красной Горкой, Мохоеды — Кировым, Нахаловка — Родинской, Неумываки — Ореховской, Нехотяевка — Южной, Похабовщина — Альбянкой, Харино — Береговым, Хреновое — Грибным… Не говоря уже о многочисленных Чертовщинах, Свинолуповских, Голодаевках, Могиловках, Грязнухах и Дураково-Дурасовых…
Читайте также: В музее выставлена 3D-копия уха Ван Гога
Кстати, губернатор Московской области уже предложил жителям, коих по тем или иным причинам не устраивают названия их малой родины, высказаться на сей счет в ходе переписи населения… Но большинство обитателей населенных пунктов, часто упоминаемых в фольклоре, утверждают, что уже привыкли и менять что-либо не хотят…