Если задать любому москвичу вопрос, кого считать здешним «гением места», то в большинстве случаев вам назовут имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Бродя по столице, невольно ассоциируешь ее улицы и дома с событиями «Мастера и Маргариты»...
Об особенностях булгаковской Москвы рассуждает писатель, автор книги «Тайны и загадки Москвы» Ирина Шлионская.
Центром булгаковской «топографии» является, пожалуй, вовсе не квартира № 50 в доме № 10 по Садовой, где сейчас расположен музей его имени, а знаменитый Дом Пашкова, откуда герои романа прощались с российской столицей.
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь», - говорится в книге.
«Пашков дом» не только являлся в то время «одним из красивых зданий Москвы», но и имел богатую историю. Выстроен он был в 1784-1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова. Автором проекта предположительно стал знаменитый архитектор В.И. Баженов. Согласно легенде, архитектор специально «отвернул» свое детище от Кремля - якобы в отместку Екатерине II, с которой у Баженова не ладились отношения.
В 1839 году дом был приобретен казной для Московского Университета. С 1843 года здесь размещался Дворянский институт, затем здание было передано Румянцевскому музею. По преданиям, здесь в XIX веке проходили собрания тайного общества масонов. Возможно, именно это послужило для Булгакова мотивом ввести здание в сюжет. Ныне же «Пашков дом» известен как знаменитая «Ленинка», или Российская государственная библиотека.
У «Дома Грибоедова», где, по Булгакову, размещался ресторан МАССОЛИТа, тоже есть реальный московский прототип. Это «Дом Герцена» на Тверском бульваре, где теперь расположен Литературный институт. Здесь в 20-е годы действительно находился ресторан, куда были вхожи члены многочисленных тогда в Москве писательских ассоциаций.
В том же романе «Мастер и Маргарита» первое знакомство с нечистой силой происходит на Патриарших прудах. Вряд ли выбор этого места случаен.
Когда-то в районе нынешних московских улиц Тверской бульвар, Садовая, Тверская и Малая Никитская лежал обширный пустырь, где местные жители пасли коз. А рядом - болото, прозванное Козьим. (В честь него получили название Большой и Малый Козихинские переулки.) Хотя, по иной версии, название болота пошло от Козьего двора, откуда шерсть отправляли к царскому и патриаршему дворам.
Из Козьего болота вытекал еще ручей со зловещим названием Черторый. Людям здесь становилось не по себе, лошади, проезжая мимо, шарахались в сторону. А еще здесь водились лихие люди, нападавшие на проезжавших мимо купцов. Ограбив несчастных, разбойники убивали их и топили трупы в трясине. Иные сами забредали сюда по глупости или любопытству - и находили смерть.
В начале XVII века это место избрал для своей резиденции тогдашний патриарх Всея Руси Гермоген. Так появилась здесь Патриаршая слобода. А в 1683-84 годах уже другой патриарх - Иоаким - распорядился осушить болота.
Для этого были вырыты три пруда, от них позднее возникло название Трехпрудного переулка - того самого, в котором родилась и жила Марина Цветаева. Пруды были освящены и получили название Патриарших.
Прошли годы, Патриаршая слобода пришла в упадок, а позднее было отменено и само патриаршество. Пруды постепенно вновь стали заболачиваться. В начале XIX века их зарыли, сделав один декоративный прудик и разбив вокруг него сквер. Название Патриаршие, правда, при этом сохранили.
При советской власти Патриаршие пруды были и вовсе переименованы в Пионерские. Правда, под таким названием они просуществовали недолго.
При этом Патрики (так звали их в народе) и по сей день пользуются недоброй колдовской славой, что заставляло многих москвичей обходить их стороной. Не рекомендуется, к примеру, гулять здесь после захода солнца в одиночку - можно якобы столкнуться с нечистой силой...
Между тем, мало кто догадывается о том, что многие детали булгаковской Москвы на самом деле «позаимствованы» писателем из... его киевской биографии!
Вот описание пейзажа, который видит Маргарита по дороге на шабаш:
«Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми сережками, видными в луне, сидели в два ряда толстомордые лягушки и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш...»
Это точь-в-точь Лягушки, которых можно увидеть на верхнем карнизе Дома с химерами Владислава Городецкого.
Что же касается гибели Берлиоза под трамваем, то этот трагический сюжет мог быть навеян Булгакову несчастным случаем с киевским архитектором Зекцером, который, попав под трамвай, скончался, правда, не сразу, в больнице на Рейтарской, 22. На той же улице, в доме под номером 25, как раз напротив больницы, в 1913 году жил сам писатель...