Одним из символов чешской столицы Прага является знаменитый Голем. Его изображения здесь можно встретить повсюду. Несмотря на то, что история о нем всего лишь легенда, да еще выглядит совершенно невероятной, многие верят в то, что глиняный человек действительно существовал, и даже в то, что он до сих пор прячется где-то в городских закоулках…
Предания о големах (глиняных истуканах, оживленных с помощью заклинаний) изобилуют в еврейском фольклоре с древних времен. Считается, что сделать такую "игрушку" может только праведный человек. Таким и был раввин Иегуда Лев бен Бецалель. Вообще-то, Бецалель слыл крупнейшим авторитетом среди иудейских священнослужителей XVI века. Он был весьма сведущ и в светских науках, математике и механике, дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге…
Голема раввин создал из глины, чтобы облегчить своей жене работу по дому. Так гласят легенды… Правда, помощник по хозяйству скорее напоминал не человека, а куклу, но весьма внушительных размеров. Он прекрасно исполнял функции прислужника — таскал дрова, топил печь, носил воду, мыл посуду… Чтобы "оживить" истукана, достаточно было вложить ему в рот специальный шарик с магическими формулами — шем… Глиняный "робот" неукоснительно выполнял все хозяйские указания.
Однако кончилось все плохо. Как всякий правоверный еврей, бен Бецалель не мог позволить своему "слуге" трудиться в субботу. Для этого в пятницу вечером он "отключал" своего подопечного, вынимая у него изо рта шем. Чаще всего это, впрочем, делала жена раввина. Но раз случилось так, что она забыла вытащить шем.
И тут началось! Неистовству и безобразию Голема не было предела. Он крошил и рушил, ломал и разбрасывал все, что было вокруг него… Ни угрозы, ни увещевания, ни обещания не действовали. Хорошо еще, что великан каким-то чудом никого не убил, не сжег и не придушил…
Слава богу, за бен Бецалелем, который проводил субботнюю службу в синагоге, успели послать почти вовремя. Вытащив шем изо рта Голема, раввин прочитал задом наперед соответствующее заклинание, и сознание покинуло глиняное тело… Разбушевавшийся помощник рухнул на пол, как подкошенный. Его отнесли на чердак старой синагоги, где он рассыпался в прах и был завален хламом. С тех самых пор доступ непосвященным, а тем более экскурсантам, на чердак запрещен… По другой версии, Голем навечно остался в старой синагоге в виде бездушной статуи, которую иногда показывали посетителям…
Сегодня в неглубокой нише на углу здания новой пражской Ратуши можно увидеть следующую скульптурную композицию: сгорбленный старик в средневековой одежде с длинными седыми волосами, а рядом обнаженная молодая женщина. Она пытается прильнуть к нему, а он протянул руку и готов то ли оттолкнуть ее, то ли приблизить… Да, это тот самый Иегуда Лев бен Бецалель. Но кто эта странная особа рядом с ним? Может, старый мудрствующий раввин на самом деле создал из глины не помощника, а помощницу женского пола? И какую роль она играла в его жизни? Кто знает…
Еще можно на старинном пражском кладбище разыскать могильный камень с надписью о том, что под этой плитой покоится тот самый творец Голема. Считается, что если оставить на могильной плите с именем бен Бецалеля записку с просьбой, то она обязательно сбудется… Впрочем, мудрецы предупреждают, что исполнение желания может закончиться и печально. Как это случилось некогда с самим рабби Левом…
Вероятнее всего, в виде легенды о глиняном великане до нас дошли сведения о средневековых экспериментах, которые проводил пражский мудрец. Не исключено, что главному раввину Праги удалось создать какой-то механизм наподобие современного робота. Механические фигуры в Европе в то время уже существовали. Одни управлялись сидящими внутри людьми, другие действовали вполне самостоятельно. Эти приспособления называли автоматами, некоторые из них использовали для украшения часов… Такие механизмы были известны и на Руси: по слухам, у Ивана Грозного был некий "железный мужик", выполнявший роль слуги. Но понятно, что простые люди не разбирались в науке и воспринимали "оживление" неодушевленных объектов как магию.
Австрийский писатель и философ-мистик первой половины ХХ века Густав Майринк возродил легенду о созданном бен Бецалелем глиняном Големе, связав ее с обрядами инициации и магического посвящения.
Говорят, статуя Голема и по сей день скрыта где-то в глубине пражских закоулков. Порой по ночам она оживает, и тогда на темных улицах слышна тяжелая поступь нечеловеческого создания. Горе тому, кто окажется у него на пути!