Много интересного можно поведать о районе Москвы, называемом Марьиной Рощей. По слухам, в старину здесь водилась нечистая сила и располагались чумные захоронения, одним словом — место нехорошее. Недаром оно во все времена, как магнитом, притягивало разбойников, бандитов и прочих дурных людей. А еще здесь проводились магические ритуалы.
До XVIII века эта местность была покрыта лесом от самого Садового кольца. После его вырубки в 1743 году графом Шереметевым, новым владельцем деревеньки Марьино, и образовалась Марьина Роща, тянувшаяся от Сущева до Останкина. О происхождении названия деревни и рощи историки спорят до сих пор. Известность Марьина Роща получила благодаря сентиментальной повести Жуковского. Но еще раньше возникли народные легенды о местной девушке Марье и ее возлюбленном — крепостном лакее Илье.
Илья бежал от своих господ и сделался атаманом разбойничьей шайки. Марью же он взял к себе в лес, где поселился с ней в землянке. Со временем она стала знаменитой знахаркой и ворожеей. К ней ходило много людей, но считалось, что с ней опасно иметь дело, так как она была подругой разбойника.
По другой же версии, была Марья никакой не знахаркой, а разбойничьей атаманшей, звали ее Манькой Ростокинской. Вместе со своими разбойничками грабила Манька проезжавших через рощу купцов, так и роща стала Марьиной…
Еще во времена Екатерины II Марьина Роща служила москвичам излюбленным местом отдыха. На Семик — третью неделю от Пасхи — здесь справляли праздник русалок. В эти дни девушки собирали в роще магические травы, носили по улицам выряженную невестой березку и пускали в пруд венки, гадая на жениха. Славили покровительницу этого места — Марью, пили хмельные напитки, а уходя, оставляли на траве подношения — пасхальное яичко или кусочек пирога.
Место было выбрано для магических действ не случайно. В Марьиной роще водилась нечистая сила. Здесь стоял амбар, куда свозили неопознанных покойников со всей Москвы. А после эпидемии чумы возникло первое в Москве чумное кладбище. Екатерина запретила хоронить умерших от страшной болезни в черте города, опасаясь заразы.
Говорили, что мертвецы, скончавшиеся без покаяния, могут преследовать одиноких путников. А девушки-самоубийцы превращаются в русалок и играют в пруду. Поэтому ходили сюда только шумными компаниями. Хотя место было явно гиблое — кладбище ведь! — Марьина Роща по-прежнему пользовалась популярностью у молодежи — ведь именно нечисть покровительствует гаданиям и прочим магическим ритуалам.
К середине XIX столетия в Марьиной роще находили убежище цыгане, московские воры и бандиты, здесь были построены "убогие дома" для нищих и бродяг. Понятно, что репутации места это не способствовало. В 1880-х годах Шереметевы продали свои владения, и Марьина Роща стала рабочим кварталом. Да и рощей ее называли скорее по традиции — последние деревья были срублены.
В 20-30-е годы прошлого столетия в районе снова стали орудовать банды, оправдывая дурную репутацию этого места. Именно с Марьиной рощей связана подлинная история знаменитой банды "Черная кошка". Прототипом оперативника Владимира Шарапова в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия", по которому впоследствии был поставлен знаменитый фильм "Место встречи изменить нельзя", стал полковник милиции Владимир Чванов. У него весьма примечательная и даже героическая биография. В двадцать лет его комиссовали с фронта в результате тяжелого ранения. Вернувшись домой, он сразу поступил на службу в МУР. Молодого опера направили на самый сложный участок — в Марьину Рощу, где бесчинствовали воровские банды. Правда, жили воры "по понятиям". Чванов быстро понял, что в общении с таким "контингентом" необходимо соблюдать определенные правила: первое — стараться видеть даже в самом матером уголовнике человека, второе — быть честным и выполнять свои обещания.
Как-то ему пришлось пойти на переговоры с урками. Встречу назначили на кладбище, в безлюдном месте. Приходить велели непременно в одиночку и без оружия. Заверили, что и сами придут безоружными. Но обещание свое урки не сдержали. Главарь банды начал разговор с угроз: "Когда, легавый, успокоишься? Всю Марьину Рощу решил за решетку упрятать?" И навел на Чванова наган. Тот не подал виду, что испугался, и сказал: "Какой же ты вор-законник, если слово не держишь! Я уговор выполнил, а ты, шавка паршивая…" После этого муровец развернулся и пошел восвояси. Бандит так и не стал стрелять.
Сейчас Марьина Роща — это обычный спальный район столицы с "хрущобами". Но страшная слава не забыта — место по-прежнему считается дурным…
Читайте также:
Барабашка преследовал беременную женщину
Городские легенды: лондонские суеверия