1942 год выдался для Ленинграда вдвойне трагичным. К голоду, ежедневно уносящему сотни жизней, добавилось еще и нашествие крыс. Полчища грызунов уничтожали и без того скудные запасы еды, а кроме того, возникла угроза эпидемий. Блокадный город спасли самые обыкновенные кошки, которые в то сложное время ценились едва ли не на вес золота…
Блокадница К. Логинова вспоминает, как шеренги крыс во главе с вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту в сторону мельницы, где мололи муку для хлеба, даваемого по карточкам всем жителям города, — чуяли возможность пропитания. Когда огромные крысиные колонны переходили трамвайные рельсы, трамваям приходилось останавливаться. Грызунов пытались расстреливать, давить танками, создавались спецбригады по их уничтожению, но никакие методы борьбы не помогали. Конечно, лучшим средством против крысиного "наступления" были бы кошки. Увы, голодной зимой 1941-42 года ленинградцы съели почти всех домашних питомцев…
Осуждать блокадников нельзя: порой это являлось единственным способом сохранить жизнь. "3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно", — писал в своем дневнике 10-летний мальчик. "Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады", — вспоминает блокадница Зоя Корнильева.
Вот еще рассказ: "У нас был кот Васька. Любимец в семье. Зимой 41-го мама его унесла куда-то. Сказала, что в приют, мол, там его будут рыбкой кормить, а мы-то не можем… Вечером мама приготовила что-то наподобие котлет. Тогда я удивилась, откуда у нас мясо? Ничего не поняла… Только потом… Получается, что благодаря Ваське мы выжили ту зиму…"
На людей, которые, несмотря на голод, все же сохранили жизнь своим любимцам, смотрели чуть ли не как на героев. Так, когда весной 1942 года одна старушка, сама еле живая от голода, вышла с котом на прогулку, к ней стали подходить люди и благодарить за то, что не пожертвовала питомцем… Одна из бывших блокадниц вспоминала, как в марте 1942 года увидела на улице тощую кошку, вокруг которой столпились крестящиеся старушки. Рядом стоял худой, как скелет, милиционер, и следил за тем, чтобы никто не попытался поймать зверька…
Женщина, которой в блокадном 1942-м было 12 лет, рассказывает, как апрельским днем обратила внимание на толпу людей возле кинотеатра "Баррикада". Они смотрели, подняв головы, на окно одного из домов: на подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами… "Увидев ее, я поняла, что мы выжили", — говорит бывшая блокадница.
В апреле сорок третьего, после частичного прорыва блокады, по особому постановлению Ленсовета в город из Ярославской области доставили четыре вагона… дымчатых кошек (такие кошки считаются лучшими крысоловами). Именно этим ярославским кошкам удалось спасти продовольственные склады от прожорливых вредителей.
Часть кошек выпустили прямо на вокзале, часть раздали ленинградцам, явившимся встречать поезд. За кошками выстроились целые очереди. Многим усатые-полосатые так и не достались… В январе 1944-го на черном рынке котята стоили по 500 рублей. Для сравнения: килограмм хлеба с рук продавался за 50 рублей, а, например, зарплата сторожа составляла всего 120 рублей.
Кошки не только ловили грызунов, но и воевали. Есть легенда о рыжем коте, который прижился при стоявшей под Ленинградом зенитной батарее. Солдаты прозвали его "слухачом", так как кот точно предсказывал своим мяуканьем приближение вражеских самолетов. Причем на советские самолеты животное не реагировало. Кота даже поставили на довольствие и выделили одного рядового за ним присматривать.
Еще одну "партию" котов завезли из Сибири, чтобы бороться с грызунами в подвалах Эрмитажа и других ленинградских музеев. Интересно, что многие кошки были домашними — жители Омска, Иркутска, Тюмени сами приносили их на сборные пункты, чтобы помочь ленинградцам. Всего собрали 5 тысяч кошачьих особей…
Потомки тех сибирских кошек и по сей день обитают в Эрмитаже. Сегодня их в музее более полусотни. У каждого есть даже особый паспорт с фотографией. Все они успешно охраняют от грызунов музейные экспонаты.
О кошках хорошо заботятся. Не так давно даже появился Фонд друзей котов Эрмитажа, который собирает средства на содержание этих животных, а также занимается организацией всяческих кошачьих акций и выставок…
Читайте также:
Призрак Ленина бродит по "Националю"
Городские легенды: тайное метро в Оренбурге