Вера в магию, колдовство, приметы, а также различных потусторонних существ вроде леших и домовых была свойственна людям с глубокой древности. Сегодня эти поверья рассматривают как часть комплекса национальных культурных традиций, в том числе и в России. И неудивительно, что потустороннему миру, суевериям и чертовщине посвящают выставки и музеи…
Так, в Угличе Ярославской области есть Музей суеверия и колдовства. Среди его экспонатов — макет домового, которого жители южных районов России уважительно называли "суседко". Кстати, считалось, что в этих косматых существ вселялись души срубленных для возведения избы деревьев…
Ведьмам со всем их антуражем отведена целая комната… Дремучая старуха с вороном на плече занимается гаданием на камнях и кусочках дерева… Здесь и различные обереги для защиты от злых духов и суеверных заклятий. Искусство изготовления одних магических артефактов сегодня забыто, другие же вошли в нашу жизнь, утратив свое мистическое предназначение.
В старину обыкновенные железные гвозди заколачивали в рамы и притолоки для защиты от непрошеных гостей. Угольки из остывшей печи брали с собой "на удачу". Обломок кости, найденный на кладбище, прикладывали к щеке, если болел зуб. Куриное яйцо носили за пазухой роженицы, верившие, что дитя в этом случае будет здоровым. Осиновое полено бросали в могилу колдуна, чтобы он случайно не воскрес…
Местные жители относятся к музею по-разному. Одни строго-настрого запрещают детям заходить туда, пытаясь уберечь от "дремучего мракобесия". Другие охотно сами сюда заглядывают и даже рассказывают сотрудникам музея легенды, услышанные от прабабушек. Музей бесплатный, но себя окупает: особенно суеверные граждане и молодежь, обожающая развлечения и "приколы", с удовольствием приобретают обереги на все случаи жизни…
Ярославщину считают родиной Бабы Яги. Проживала вредная старуха будто бы неподалеку от деревни Кукобой. По соседству, на Исаакиевских болотах, до сих пор стоит старинная избушка на высоких пнях, похожих на сказочные курьи ножки, куда охотно наведываются туристы. Разумеется, это место пользуется дурной славой. Как и сама деревня. Говорят, что на Ухтоме, в Хаборовском омуте, якобы живет русалка. По ночам часто слышатся всплески воды и звонкий девичий смех.
А в пустой деревенской бане раздаются шаги невидимки. Это дух, банный хозяин. Он бродит по бане, открывая краны и стуча тазами. Однажды банщица увидела хозяина воочию. После этого она заболела и уволилась. А кукобойский звонарь после посещения бани стал слышать странные голоса…
В Калининградской области расположен Музей русских суеверий, посвященный различным персонажам русского фольклора: древнеславянским духам, сказочным существам и героям народных поверий. Музей был открыт в 2002 году на Куршской косе, в районе поселка Лесное, в здании, стилизованном под русскую старину, самодеятельным художником, резчиком по дереву Михаилом Семеновым. Именно он является автором 80 музейных экспонатов, среди которых деревянные фигуры Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего и многих других.
В 2008 году вся коллекция Семенова была перевезена в Калининградский историко-художественный музей, затем в поселок Янтарный, в музей Янтарный Замок. Но в октябре 2012 года вернулась на Куршскую косу. Сейчас музей находится на территории визит-центра Музейный комплекс.
Надо сказать, что в последнее время в большую моду вошли различные экспозиции, на которых представлены изображения фантастических и мифологических существ. Так, в Москве есть мастер Алексей Бакштаев, единственный в столице специалист по берестяной декоративной скульптуре, не раз получавший дипломы международных выставок. Среди его работ — домовые, лешие, куклы-обереги, вырезанные из дерева по мотивам сказок и легенд…
Очередную традиционную Ночь музеев в Екатеринбурге сотрудники местного Музея истории и археологии отпраздновали не совсем обычно: они приняли участие в обряде "оживления" ценнейшего музейного экспоната — Шигирского идола, который считается самой древней деревянной скульптурой в мире. Уникальный артефакт, изготовленный из лиственницы, обнаружили в 1890 году под Нижним Тагилом. Его возраст оценивается в 9,5 тысяч лет.
Обряд провел потомственный шаман Максим Лапа. В качестве подношения идолу в огонь были вылиты постное масло и водка: это, по поверью, должно было даровать участникам церемонии изобилие… Сотрудники музея верят, что магическое действо, по крайней мере, будет способствовать новым научным свершениям…
Читайте также:
Городские легенды: Москва мистическая
Городские легенды: сердце магии и колдовства
Люди-загадки: шаманы-наркоманы Южной Америки