Память — одна из самых загадочных вещей, имеющих отношение к человеческому мозгу и мышлению. Почему одни вещи мы помним, а другие — забываем, почему нам порой кажется, что мы помним то, что никогда с нами не происходило? На самом деле всем этим якобы чудесам есть обоснованное научное объяснение, считают исследователи. Вот некоторые из них.
Сенсорная память быстро "улетучивается"
Речь идет об информации, которая поступает в мозг от наших органов чувств. При этом визуальные сведения хранятся в так называемой иконической памяти, а аудиальные — в эхоической.
Иконическая память способна удерживать информацию не более чем полсекунды, тогда как эхоическая — значительно дольше, 3-8 секунд. Поэтому, к примеру, голос другого человека мы запоминаем лучше, чем черты его лица.
В среднем люди способны запомнить семь элементов
Это открытие сделал в 1956 году американский психолог Джордж Миллер. Он выяснил, что если попросить человека с ходу запомнить ряд элементов, например, букв, цифр или названий объектов, то он запомнит семь плюс-минус два из них. Это связано с особенностями нашей так называемой кратковременной памяти.
Если элементов окажется больше, то можно запомнить их, только разделив на отдельные группы по семь элементов. Кстати, срок хранения информации в рабочей памяти составляет 18 секунд. После этого она забывается. Слова, не имеющие смысла, забываются быстрее, чем имеющие значение.
Объем долговременной памяти безграничен
Как вы думаете, почему мы помним лица знакомых или функции, связанные с тем или иным предметом? Этому способствует долговременная память. Ученые делят ее на процедурную и декларативную. Первая связана с запоминанием базовых условных реакций на те или иные раздражители, а также действий. Вторая — с запоминанием фактов, таких, как имена, лица, даты и идеи.
В конце 60-х годов прошлого века Роджер Сперри и Майкл Гэззениг провели опыт на пациентах, у которых было расщеплено мозолистое тело, соединяющее мозговые полушария. Когда они помещали какой-либо предмет слева от испытуемого или клали его тому в левую руку, то человек не мог назвать предмет, но при этом прекрасно осознавал его назначение.
Если предмет размещали справа от пациента или клали ему в правую руку, больной безошибочно вспоминал его название, однако затруднялся объяснить, как можно применить эту вещь на практике.
Между тем у объема долговременной памяти нет границ, считают специалисты. Он сопоставим с числом мозговых синапсов — 1015.
Память можно "перезаписать"
Группе исследователей российского Курчатовского института во главе с Константином Анохиным удалось открыть генетический механизм запоминания информации. Выяснилось, что когда люди что-то запоминают и когда она вспоминают ранее усвоенные сведения, у них "включаются" одни и те же гены. Ученым пришло в голову, что при этом более ранние воспоминания стираются и заменяются новыми.
Они решили проверить, нельзя ли удалять отдельные фрагменты памяти насовсем. Сейчас разрабатываются методики стирания травмирующих воспоминаний путем погружения в виртуальную реальность и воздействия на мозг специальных веществ, блокирующих функцию "перезаписи".
Память можно "имплантировать"
Феномен "ложной памяти" известен давно. Так, еще в 70-е годы прошлого столетия в США была возбуждена масса судебных дел, связанных с насилием в семье. Люди "вспоминали", как в детстве подвергались физическому и сексуальному насилию со стороны кого-то из родственников. Но расследование не подтвердило этих фактов.
По-видимому, все "истцы" находились в некоем пограничном состоянии психики, в котором они нафантазировали себе вымышленные события, поверив, что это действительно с ними было…
Многочисленные эксперименты показали, что между памятью и работой воображения нет особой разницы. Если человеку внушали под гипнозом, что с ним что-то происходило, или же просто настойчиво убеждали в этом, то он чаще всего начинал воспринимать вымысел как факт своей биографии.
Разная информация сохраняется в разных зонах мозга
Исследователи из Университета Карнеги Меллона попросили 16 добровольцев запомнить ряд фактов, касающихся восьми вымерших животных. Речь шла, в частности, об их пищевых привычках и среде обитания. В то время как испытуемые усваивали информацию, ученые сканировали их мозг. Выяснилось, что хотя при запоминании активировались одни и те же участки мозга, комбинации активации различались, в зависимости от того, о каком животном шла речь.
Специалисты считают, что это открытие может сделать систему образования более эффективной, а кроме того, помочь страдающим старческим слабоумием или болезнью Альцгеймера, которые, как правило, характеризуются тем, что человек утрачивает способность вспоминать часть усвоенной в процессе жизни информации.
Читайте также:
Фотографирование плохо влияет на память?
Ученые научились "перезаписывать" память
Кто стирает нашу память? Амнезия случайная...