Люди-загадки

Люди-загадки: синдром ходячего трупа

Что заставляет живых людей думать, что они мертвы? Скажете, абсурд? А между тем, речь идет о редком психическом заболевании, которым страдает всего несколько сот человек в мире. Они действительно убеждены, что жизнь оставила их и они лишь по недоразумению находятся на этом свете… Правда, в отличие от настоящих мертвецов, их все-таки можно вылечить.

Синдром Котара — так официально называется эта болезнь — по мнению медиков, является одной из разновидностей депрессии. Первый подобный случай был зафиксирован в 1880 году французским неврологом Жюлем Котаром. Проявления недуга могут быть самыми различными. Одни пациенты теряют способность двигать конечностями. Другие не могут есть. Некоторые пытаются покончить с собой, например, сжечь себя кислотой, чтобы "освободиться" от "мертвой" плоти…

В 2008 году одна 53-летняя жительница Нью-Йорка заявила своим родственникам, что она умерла и пахнет, как гниющая рыба. Женщина попросила отвезти ее в морг, где она могла бы находиться вместе с другими покойниками… Но вместо этого родные вызвали ей "Скорую". После месяца лечения дама поправилась.

У пациента по имени Грэм, жителя Британии, синдром Котара был диагностирован девять лет назад. В одно прекрасное утро мужчина проснулся и почувствовал уверенность в том, что он уже скончался. Он не мог ни есть, ни курить, ему не хотелось с кем-либо разговаривать.

"Я не хотел никого видеть. В этом не было никакого смысла, — вспоминает Грэм. — Я не чувствовал удовольствия ни от чего. Раньше я боготворил свою машину, но и она меня больше не интересовала. Меня волновала только смерть. Я потерял обоняние и чувство вкуса. Я не хотел есть потому, что я был мертв. Разговоры казались пустой тратой времени и я перестал разговаривать. У меня даже никаких мыслей не было".

Читайте также: Люди-загадки: Мария Таларико, одержимая призраком

У мужчины начали выпадать волосы, и он перестал чистить зубы — ему казалось, что если зубы почернеют, это будет более соответствовать "имиджу" мертвеца. Но в то же время где-то на подсознательном уровне он понимал, что еще жив."У меня не было другого выбора, кроме как смириться с тем, что у меня не было способа, чтобы на самом деле умереть. Это был кошмар", — говорит Грэм. Он стал регулярно ходить на местное кладбище: "Я просто чувствовал, что я мог бы остаться там. Там я был ближе всего к смерти".

Семья все же настояла, чтобы Грэм обратился к докторам, а те направили его на обследование в университет Льежа в Бельгии. "Там пришел какой-то человек, который говорит, что он мертв!" — доложила секретарша профессору, к которому Грэм явился на прием. Сканирование показало, что активность в лобной и теменной зонах мозга пациента слишком низка, как будто он находился в состоянии сна. Понадобились месяцы терапии и медикаментозного лечения, чтобы больной более-менее пришел в норму. Несколько более распространен такой род фобии, как страх смерти. Им страдал, в частности, отец Гоголя. Говорят, именно этот недуг и свел его в могилу.

Чаще всего страдающие этой фобией опасаются, что у них остановится сердце. Например, во сне… Они могут из-за этого даже перестать спать. Бессонница и постоянные стрессы подрывают их здоровье, что действительно может привести к летальному исходу.

Но влечение к смерти может быть не только болезнью, а еще и мировоззрением. Оно называется танатологией. Яркий пример тому — готы. Представители этого неформального движения верят, что покой и счастье можно обрести только в загробном мире, и в ожидании перехода туда тоскуют, читают романы ужасов, сочиняют стихи и песни, рисуют картины о потусторонней реальности…

Готы очень любят проводить время на кладбищах (любовь к кладбищам носит название тафофилия). Когда их спрашивают о причине такого времяпрепровождения, они отвечают, что им нравится ощущение покоя и умиротворенности, которым наполнена кладбищенская атмосфера. Предпочтения они отдают "готике" — старинным захоронениям с красивыми, вычурными надгробными памятниками.

Увы, в отличие от того же синдрома Котара, такая жизненная философия лечению не поддается. Излечить ее и заставить неформалов радоваться обычной жизни, а не стремиться к играм со смертью, может, наверное, лишь время. Ведь рано или поздно молодые люди повзрослеют, и у них появятся другие интересы.