Люди-загадки

"Искусство жизни" Джакомо Казановы

Имя Джакомо Казановы уже давным-давно стало нарицательным. Между тем, большинству людей известно лишь, что Казанова был ловеласом и непревзойденным любовником, не пропускающим ни одной женской юбки… А ведь это далеко не так. Этот человек, авантюрист по натуре, являлся одной из самых образованных и загадочных личностей своего времени…

Родился Казанова 2 апреля 1725 года в Венеции и при крещении был наречен именем Джакомо Джироламо. Официальными родителями мальчика являлась чета актеров — Гаэтано Джузеппе Джакомо Казанова и его супруга Занетта, урожденная Фарусси. Есть, впрочем, основания полагать, что подлинным отцом Казановы был венецианский патриций Микеле Гримани…

Гаэтано Казанова умер, когда юному Джакомо едва сравнялось восемь. Воспитанием мальчика занималась его бабушка — Марция Фарусси. В 12 лет его отправили учиться в Падую. А уже в шестнадцать он окончил Падуанский университет, защитив разом две докторские диссертации — по богословию и праву. Началась взрослая жизнь.

Перечисляя поприща, на которых подвизался Казанова, энциклопедия "Британика" пишет: "Проповедник, писатель, воин, шпион и дипломат". Можно добавить: математик, историк, масон, финансист, музыкант, библиотекарь…

Где только не побывал он и чем только не занимался! Он был знаком едва ли не со всеми своими великими современниками — Руссо, Вольтером, Моцартом, Сен-Жерменом. Его знали короли и министры, кардиналы и папы…

За оказанные дипломатические услуги папа Климент XIII наградил нашего героя орденом Золотой шпоры, а венецианская инквизиция за чернокнижие приговорила его к пяти годам заключения в тюрьме Пьомби, что была скрыта под свинцовой крышей Палаццо Дожей. За всю историю Пьомби из нее не было совершено ни одного побега. Это считалось совершенно невозможным. Для кого угодно — только не для Казановы; он бежал, еще и прихватив с собой товарища по несчастью из соседней камеры…

На службе у Людовика XV Казанова по поручению де Берни, бывшего французского посла в Венеции и сотоварища по кутежам, а теперь кардинала и министра иностранных дел, выполняет деликатную миссию — проводит тайную инспекцию военно-морского флота. Для министерства финансов он ведет переговоры с голландскими банкирами; открывает в Париже мануфактуру для раскраски шелковых тканей рисунками с китайскими мотивами… В Испании по поручению двора работает над проектами заселения Сьерра-Морены швейцарскими и баварскими крестьянами, а также строительства табачной мануфактуры… Самодержице всероссийской Екатерине II предлагает программу разведения под Саратовом шелковичных червей, "План колонизации Поволжья и Сибири", наконец, проект аграрной реформы…

Увы, все эти проекты и прожекты не приблизили Казанову к цели — высокому положению при каком-либо европейском дворе. Всюду он бывал хорошо принят (не в последнюю очередь благодаря масонским связям и славе алхимика и каббалиста, неудержимо привлекавшей аристократов всех мастей). Но закрепиться нигде не удалось…

Амурных похождений в жизни Казановы и впрямь было немало, но все же до знаменитого донжуанского списка он никоим образом не дотягивает. В мемуарах великого авантюриста упоминаются ровным счетом 144 дамы. Существует, впрочем, мнение, что здесь венецианец поскромничал: в одном из писем он признается, что на самом деле их было раза в три больше… Но даже если считать, что у него было около 500 любовниц и разделить это число на 45 лет любовных похождений, то окажется, что в среднем у Казановы было 11 романов в год. Это, конечно, внушительно, однако, как утверждает статистика, отнюдь не делает мужчину феноменом.

Впрочем, дело не в количестве любовных связей. К женщинам Казанова был щедр — во всех отношениях. Он не жалел для них денег, мог остаться без гроша, но при этом исполнить любую прихоть очередной дамы сердца. Ради любви он всегда готов был поступиться даже самыми важными делами. Он посвящал своим возлюбленным все силы ума и души… Он старался не столько брать, сколько давать. И, кстати, ни об одной из своих дам он в своих воспоминаниях не отзывался плохо…

Из произведений Казановы наиболее известна 12-томная автобиографическая "История моей жизни". Однако интеллектуальное наследие удивительного человека этим не ограничивается. В его библиографию входят и фантастический роман "Икосамерон, или История Эдуарда и Элизабет, проведших 81 год у мегамикров, коренных жителей Протокосмоса в центре Земли", и перевод на итальянский "Илиады" Гомера, и математические трактаты, и книга о Первом разделе Польши — "История польской смуты"… И это еще далеко не все.

В своей жизни Казанова искал не богатства, славы или власти, а полноты ощущений; он жаждал овладеть тем, что древние называли ars vivendi — искусство жизни. И в том преуспел…

Читайте также:

Люди-загадки: проходящий сквозь стены

Люди-загадки: вплавь через Тихий океан

Люди-загадки: Чапаев выжил?

Люди-загадки: великаны прошлого и настоящего

Люди-загадки: самый знаменитый маньяк