Иегуда Лев бен Безалел жил в ХVII столетии и был сведущ в различных науках. Он изучил не только талмуд и каббалу, но также математику и астрологию, и благодаря своим знаниям мог делать удивительные вещи. Как-то король Чехии Рудольф пожелал, чтобы раввин показал ему и его придворным библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова с сыновьями.
Поколебавшись, Безалел все же согласился. Однако предупредил, чтобы никто не смеялся, когда появятся священные тени. И действительно, в глубокой нише, где находился маг, стали одна за другой показываться фигуры, в которых все узнали Авраама, Исаака, Иакова и остальных.
Тени проплывали перед зрителями, а затем словно растворялись в воздухе. Все молчали, затаив дыхание. Но вот появился рыжий, в веснушках сын Иакова Невфалим. Его вид вызвал смех у короля, и тот не смог сдержаться. Как только Рудольф засмеялся, видения растаяли, а все присутствующие закричали от удивления и ужаса: расписной потолок залы вдруг прогнулся и начал оседать.
Люди хотели броситься к выходу, но не смогли сдвинуться с места, точно окаменев. Тогда бен Безалел, выступив из ниши, простер руки и прочитал какое-то заклинание. Потолок перестал опускаться, но так и не поднялся обратно. Больше в тот зал никто не входил, двери его навсегда заперли.
Австрийский писатель и философ-мистик первой половины ХХ века Густав Майринк возродил легенду о созданном бен Безалелом глиняном Големе, связав ее с обрядами инициации, магического посвящения.
Рассказывают, будто "великий раввин" вылепил из глины фигуру человека, сотворил над ней магический обряд, призвав на помощь природные стихии, управляющие Вселенной, а затем вложил в рот глиняной статуи "шем" — листок с мистической тетраграммой. И его создание ожило. Голем прислуживал Безалелу, выполнял работу по дому, помогал в синагоге. Этот слуга не нуждался в пище и питье, в отдыхе и сне. Он всю неделю трудился не покладая рук.
Но каждую пятницу, вечером, накануне "шабеса" (богослужения в честь праздника субботы) раввин вынимал "шем" изо рта Голема, и тот снова превращался в глиняного истукана, застывая в углу. Однако стоило миновать субботе, когда, по иудейской вере, нельзя было работать, — Безалел вновь "оживлял" куклу с помощью "шема".
Как-то раз раввин, отправляясь в синагогу на "шабес", забыл вытащить "шем" изо рта своего глиняного слуги. Но стоило ему начать читать молитву, как в молельню прибежали люди и сообщили, что Голем разбушевался. Не закончив псалма, Безалел поспешил домой. Там он застал полный разгром: битую посуду, поломанную мебель, вещи и книги, валявшиеся на полу.
Во дворе Голем уже убивал домашних животных и птицу, с корнем вырывал из земли деревья. Раввин направился к своему созданию, глядя на него в упор и простерев руки. Голем замер на месте, и хозяин выдернул у него изо рта волшебный "шем". Тут же глиняный слуга упал на землю и остался лежать без движения. Безалел же вернулся в синагогу.
Один из самых знаменитых пражских средневековых чародеев — "придворный" колдун короля Вацлава — Жито. Алоис Ирасек в книге "Старинные чешские сказания" пишет, что Жито "…умел привораживать кого угодно и по желанию изменять свою фигуру и лицо". Скажем, отправлялся колдун в королевский дворец в темном суконном платье и вдруг на нем оказывались шелковый кафтан, пестрые штаны и башмаки с блестящими пряжками.
Жито любил подшучивать над придворными. Однажды за обедом у короля он сделал так, что у королевского шута на глазах у всех руки одеревенели и превратились сначала в рога, а затем в конские копыта. Это всех очень насмешило, кроме, разумеется, самого бедняги шута. Наконец король попросил Жито вернуть верхним конечностям шута прежний облик. Колдун принялся совершать над своей жертвой пассы руками и читать заклинания. Копыта превратились в бычьи и только потом в человеческие.
Однако автор книги "Мистическая Прага" Вадим Бурлак полагает, что речь в данном случае идет вовсе не о колдовстве, а о гипнозе. Жито был не магом, он всего лишь ловко умел морочить людям головы, внушать им то, чего на самом деле нет.