На вопрос о том, кто такой Пифагор, большинство людей, наверное, ответят, что это великий древнегреческий математик, создатель знаменитой теоремы о равнобедренных треугольниках… А между тем, этот неординарный человек являлся еще и выдающимся мыслителем и оккультным адептом, так что научная деятельность его напрямую связана с духовным знанием.
Родился Пифагор в семье богатого самосского ювелира. Еще до рождения был посвящен своими родителями богу Солнца Аполлону. Когда ему исполнился год, его мать, Парфениса, по совету дельфийских жрецов, отвезла ребенка в храм Адонаи, находившийся в Ливанской долине. Там великий жрец дал младенцу свое благословение. Родители мальчика поощряли его раннюю склонность к наукам. Он свободно беседовал с самосскими жрецами, занимался у известных учителей Самоса и Спроса, вступал в Милете в диспуты с самими Фалесом и Анаксимандром.
Однако знания, полученные от ученых и мудрецов, не удовлетворяли его духовной потребности. Среди их противоречивых учений он жаждал отыскать живую связь, синтез, единство Великого Целого, пытался увидеть цель, найти путь, ведущий к свету истины, к центру жизни. Пифагор считал, что в основе всего мироздания лежат Число и гармония. В синтезе трех миров (Земля, Бог и Человек), взаимно поддерживающих и определяющих друг друга, кроется тайна Космоса. Закон тройственности, который управляет строением существ, и семеричности, лежащей в основе их эволюции, — ключ к познанию Вселенной.
Чтобы умом доказать то, что охватила его могучая интуиция в области Абсолютного, Пифагор отправляется к жрецам Мемфиса в Египет. Его посвящение длилось 22 года под руководством великого жреца Сопхиза. Египетские жрецы открыли перед своим талантливым учеником все сокровища своих оккультных знаний. Получив посвящение Осириса, Пифагор хотел вернуться в Грецию, но внезапно нагрянувшая война привела плененных жрецов в Вавилон. Там в то время существовали три различных направления духовной жизни, имевшие эзотерическую основу, — древние жрецы Халдеи, остатки племени персидских магов и избранные из числа плененных иудеев.
В течение 12 лет Пифагор не по своей воле пребывал в Вавилоне. С трудом получив разрешение на выезд у персидского царя, он после 34-летнего отсутствия возвратился в родной Самос. К тому времени все, кроме состарившейся матери, были уверены в его смерти. Вскоре вместе с матерью он покинул Самос и прибыл в священный город Дельфы. В основе учений, исповедуемых дельфийскими жрецами, как и в Египте, лежали искусство и наука.
Искусство состояло из проникновения в отдаленное прошедшее и будущее посредством ясновидения или пророческого экстаза с помощью прорицательниц-пифий; наука являлась методом вычисления будущего на основании законов мировой эволюции. Искусство и наука контролировали друг друга. Пифагор появился в Дельфах после того, как обошел все храмы Греции. Он побывал в святилище Зевса, присутствовал при Олимпийских играх, стоял во главе мистерий Элевзиса… Всюду встречали его как обладающего некоей тайной властью, неведомой простым смертным.
Он направил свои стопы в Дельфы не столько для поклонения Аполлону, сколько для просвещения его жрецов. Там он увидел молодую жрицу Феоклию, сразу почувствовавшую присутствие Посвященного. Ученый оставался в Дельфах целый год и лишь после того, как жрецы были посвящены во все тайны оккультных учений, и Феоклия была готова для своей миссии, направился в Кротон, цветущий город Южной Италии, бывшей колонии Греции.
Там он собирался применить эзотерические науки в воспитании юношества и жизни государства. Он призвал молодых людей в храм Аполлона, а девушек — в храм Юноны. Был создан в Кротоне и институт пифагорейцев, который являлся одновременно и академией наук, и коллегией этического воспитания, и образцовой общиной. Под руководством великого Посвященного ученики этого заведения достигали гармонии души и интеллекта с Вселенной.
Маленькая община избранных помещалась в белом здании, возвышавшемся на холме под сенью каперсов и олив. Молодые люди, желавшие вступить в общину, должны были пройти сквозь череду испытаний. Не все могли вынести пост, одиночество и насмешки над собой, потому многие, не пройдя экзамена на самообладание, покидали школу Пифагора.
В Кротоне Пифагор прожил 30 лет. В возрасте 60 лет он женился на молодой красавице Феано. Дети их — два сына и дочь — пошли по стопам отца. Пифагору удалось поставить во главе государства правителей, опирающихся на высшее знание, образовав Совет Трехсот (нечто вроде научного, политического и религиозного Ордена, главой которого был признан сам Пифагор). Пифагорейский Орден существовал в течение 50 лет.
Читайте также: