На кладбище Каппара в финском городе Пори стоит мавзолей, похожий на готический храм. Это фамильный склеп семьи Юселиусов. Каждый день на Рождество сюда съезжается множество людей, чтобы прикоснуться к стенам усыпальницы. По поверью, в ней обитает дух маленькой Сигрид-Марии Юселиус, который в канун праздника исполняет самые заветные желания.
Сигрид-Мария появилась на свет 17 мая 1887 года. Отец девочки, Фриц-Артур Юселиус, был сыном лавочника. В юности он мечтал стать врачом и даже поступил на медицинский факультет, но в 22 года, после кончины своего отца, вынужден был заняться делами магазина, оставленного ему в наследство. Коммерческая удача улыбнулась ему, и вскоре он стал успешно торговать лесом. К началу ХХ столетия Юселиус уже был миллионером.
Семью коммерсант решил завести только после того как его капитал достиг кругленькой суммы. Он женился на дочери своего соседа, тоже богача — красавице Терезе. Первый ребенок супружеской четы прожил лишь пять месяцев. Во втором — малышке Сигрид-Марии — родители души не чаяли.
"Сигрид была нежным и солнечным ребенком, который всегда думал о других больше, чем о себе, — вспоминал впоследствии ее отец. — Дорогие платья, которые ей привозили из Парижа, она раздавала соседкам. Не тянулась к роскоши, любила все настоящее — небо, море, траву и полевые цветы…" Особенно Сигрид любила ромашки…
Когда девочке исполнилось шесть лет, ее родители развелись. Хотя Фриц любил свою семью, он не уделял жене и дочери достаточно внимания, будучи занят делами бизнеса. Конечно, они получали все, что хотели, глава семьи дарил им роскошные подарки, но ведь каждому нужно еще человеческое тепло.
По-видимому, распад семьи подорвал здоровье Сигрид-Марии, которое от рождения и так было довольно хрупким. В девять лет у девочки обнаружили туберкулез. В то время эту болезнь еще не умели как следует лечить. Хотя Фриц привозил к дочери лучших докторов, она угасала, как свеча. Перед смертью Сигрид мечтала дожить хотя бы до Рождества — своего любимого праздника. Но Бог не услышал ее молитвы.
Безутешный Фриц Юселиус нанял лучших архитекторов и художников, заказав им построить помпезную гробницу в готическом стиле. Стены мавзолея украсили фрески, написанные знаменитым живописцем Акселем Галлен-Каллелой. На них была аллегорически изображена вся человеческая жизнь от рождения до самой смерти. И всюду фигурировало число 11, обозначавшее возраст, когда Сигрид-Мария покинула этот мир… Оконные витражи напоминали по форме лепестки ромашки, которую так любила девочка при жизни. Саркофаг по контуру также обрамляли белые ромашковые лепестки, высеченные из мрамора.
В 1927 году Юселиус основал специальный фонд имени Сигрид-Марии. "Мой самый близкий человек, более близкий, чем многие другие, страдал и умер прежде времени, — говорилось в завещании миллионера. — Поэтому, чтобы люди в будущем смогли побеждать болезни, все свое имущество я передаю в фонд Сигрид для предоставления грантов для медицинских исследований". К 1930 году, когда Юселиус скончался, все его состояние было уже передано фонду.
Фонд Сигрид-Марии Юселиус существует и по сей день. Эта организация занимается помощью больным детям во всем мире, а также отчисляет средства на медицинские исследования. Кстати, на гербе фонда присутствует надломленный цветок ромашки — символ больного ребенка…
Фриц-Артур Юселиус был похоронен в семейном склепе рядом с любимой дочерью. Между тем, еще после кончины Сигрид заговорили о том, что в усыпальнице обитает ее призрак. Люди видели в окнах гробницы свечение, слышали доносящиеся оттуда странные звуки. А потом стены склепа стали "плакать" — оттуда начала сочиться солоноватая на вкус влага, похожая на слезы. Хотя специалисты объясняли это тем, что камень для строительства был взят с острова и пропитался морской водой, которая сейчас стала понемногу просачиваться сквозь каменные поры, в народе начали шептаться, что это плачет дух девочки…
Помещение подвергли просушке. Но в 1931 году в усыпальнице вдруг вспыхнул пожар. Причиной стала упавшая на пол горевшая свеча. И вновь заговорили о привидении покойной Сигрид-Марии.
Гробницу удалось восстановить. Сын к тому времени уже покойного Галлен-Каллелы, Ерма, заново расписал по отцовским эскизам стены и потолок. Были восстановлены и оконные витражи. К тому времени склеп был объявлен объектом, имеющим художественную и архитектурную ценность, туда провели электричество и стали пускать посетителей.
На крышке гроба Сигрид часто лежат живые ромашки. Их привозят люди, которые съезжаются в Пори со всего света. Особенно много посетителей приезжает в канун Рождества. Почему? Говорят, если прикоснуться к холодной стене склепа и загадать желание, оно непременно сбудется. Единственное, чего не стоит просить — это денег, ведь отцу Сигрид-Марии они так и не принесли счастья…
Читайте также:
Люди-загадки: "аристократы голубых кровей"
Люди-загадки: фокусы феномена из Камышина