Так и случилось. Кроме Людмилы Ивановны Сараскиной, никто из номинантов «короткого списка» на церемонию не пожаловал. Нужно сказать, что Людмила Сараскина специалист по творчеству Достоевского. Ею неоднократно были сделаны доклады, в том числе и в музее-усадьбе «Ясная поляна», о творчестве трех русских классиков: Толстого, Достоевского и Солженицына.
- Жанр, в котором Людмила Ивановна написала свою книгу о Солженицыне, давно опробован еще столетие назад Павленковым и продолжен Горьким, - сказал литературный критик, писатель и член жюри премии «Ясная поляна» Лев Александрович Аннинский. – Это «Жизнь замечательных людей». Но в этом обкатанном жанре есть существенные трудности без преодоления которых не было бы авторского героизма. Первая трудность – о живых такие книги не пишутся. В том числе и серия ЖЗЛ всегда писала о людях уже ушедших. И далеко не сразу, а по прошествии времени. Новая традиция – писать о живых – пока еще не прижилась. Так писать о живом человеке требует величайшего такта, писательского мастерства и человеческого чутья, особенно свойственного женщинам.
Напомним, что байопик об Александре Солженицыне вышел в этом году в новой серии ЖЗЛ, которая называется «Биография продолжается», и до своей смерти писатель смог увидеть и прочитать книгу. Это единственная полная биография Солженицына в мире, кроме того, в ней исправлены все ошибки, которыми грешат жизнеописания писателя, изданные в основном на английском языке.
- Еще одна трудность – сама природа творчества Солженицына, сумма его идей, - продолжает свою мысль Лев Аннинский. - В чем здесь трудность? Человек, родившийся в 1918 году, в году, в котором все мыслящие люди поняли – России больше нет! В какой-то степени Солженицын разделял эту точку зрения.
Сам Лев Аннинский не согласен с таким взглядом, но, как член жюри литературной премии «Ясная поляна», проголосовал за книгу о Солженицыне. И обосновал свое решение, сделав небольшой экскурс в историю нашей страны.
- Вместе с крахом самодержавной России появилась новая советская Россия. Русь, как говорил Есенин. Что-то безвозвратно ушло, а что-то родилось. Такова судьба России - исчезать и возникать. И узнавать себя в том, что возникло. Солженицын мучительно думал над этой проблемой. Предлагал решения. Поэтому мне кажется, что книга Людмилы Сараскиной будет существовать столько, сколько мы будем обсуждать наследие Александра Исаевича. А я думаю, что это будет долго, - добавил в заключение критик.
В своем ответном слове Людмила Сараскина сказала:
- Когда пишешь о вымышленных персонажах, никакой ответственности нет. Ужасно бы хотелось написать книгу о каком-либо несуществующем герое. Я очень рада, что получила премию «Ясная поляна», она подчеркивает преемственность трех великих русских писателей Толстого, Достоевского и Солженицына. Книгу высоко оценили уважаемые критики, которых невозможно уговорить рассказами о своих намерениях. Они оценили результат.
Игорь Буккер