По аллее чинно прохаживались девушки в старинных шляпках, изящных перчатках и костюмах давно минувшей эпохи. Нет, это не съемки кинокартины, стилизованной под стиль ретро. Это весьма необычное мероприятие под названием выставка-праздник «Дни Истории», состоявшееся в уникальном Музее экипажей и автомобилей.
Посетители выставки словно оказывались в ином мире – все вокруг настолько, насколько это было возможно, соответствовало не нашему, но совсем другому, давно ушедшему времени. Старинные автомобили и мотоциклы, старая, но не забытая музыка… «Ретро-улица» со светофором, каких уже давно нет в Москве, чудесные костюмы из коллекции художника и коллекционера антиквариата Юлии Вдовиной… По словам организаторов, реакция на участников выставки в "аутентичной" одежде была удивительной: совершенно разные люди говорили об "ожившем прошлом", о том, что они увидели "как это было" или "как это бывает".
Главным событием этого праздника стало открытие выставки «Век такси», посвященной 100-летию московского такси. Для желающих даже проводилась экскурсия по музею, на которой можно было узнать о первых московских такси и даже увидеть настоящие таксометры тех лет. Также на выставке были представлены самые разные автомобили такси, в числе которых М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗиМ», ЗИС-110 и, конечно, «Волги» разных эпох; фотографии, многие из которых уникальны; редкие документы; детали униформы и отличительные знаки таксистов и диспетчеров такси.
Авторами идеи проведения выставки-праздника и ее организаторами стали Кристина Травина и Марианна Дихтярь, любезно согласившиеся дать небольшое интервью для нашего издания.
- Кто стал автором идеи создания этой выставки?
Марианна Дихтярь (М.): Кристина и я. Как это получилось: по отдельности рассказали общему знакомому ретроводу и реставратору о желании сделать ретро-выставку, а он нас «скрестил».
- Почему была выбрана именно такая тематика?
М.: Первая, глубокая причина – желание сохранить историю, то, что уходит. Очень многое бездумно уничтожено и уничтожается, а ведь этого больше никогда не будет. Происходит этакая потеря памяти. И потеря культуры, во всех смыслах. Это касается любого пласта истории. Истории автомобильной в том числе. В 90-х, когда российское авто-ретро как-то начало разворачиваться, один из реставраторов очень точно и грустно сказал, что вся наша автомобильная история разбазарена или сдана в металлолом. Я на самом деле безмерно уважаю «ретроводов» и завидую им белой завистью: эти люди – прошу извинить за пафос – своими руками реставрируют и сохраняют историю, не дают ей исчезнуть, «вводят» её в сегодняшний день. Наверное, пытаясь организовать ретро-событие, я стараюсь сделать нечто подобное.
Вторая причина – ситуационная. Сейчас в России (или в Москве) нет ни одной выставки авто-ретро-техники. «Автоэкзотика» - давно не «ретро» (хотя задумывалась именно так – участвовала в создании первой «Экзотики») и уже почти не «авто». Олдтаймер-Галерея Сорокина – все больше превращается в некую элитную тусовку, думаю, целенаправленно. Я не говорю, что это плохо или не имеет права на существование, но это не выставка авто-ретро. Лужковский «Ретро-Стиль» - вообще никакой, на ретро-выставку не тянет, и тоже несколько недемократичен. Поэтому уже давно задумалась о «правильной» выставке ретро-техники, и в первую очередь – отечественного ретро.
Третья причина – некоторый опыт, с одной стороны – придумывания и организации разного рода событий, с другой – опыт автомероприятий. В 90-е, помимо первой «Автоэкзотики», участвовала еще в нескольких автомобильных мероприятиях, потом отошла от темы, через несколько лет снова к ней вернулась – сделала первый автопробег российских ретро-автомобилей.
И четвертая – личные интересы и склонности. Я человек автомобильный, главная болезнь – автопутешествия. Кроме того, ретроавтомобили – это просто очень красиво.
- Как Вы думаете: актуально ли такое событие в мире культуры для
современного человека, особенно для молодежи?
М.: Думаю да. Особенно - если мы говорим об отечественной культуре и отечественном человеке. О причинах уже сказала выше – когда говорила об отношении к истории и о потере памяти. Конечно, наше мероприятие слишком маленькое, очень заметным оно не будет. Но тем не менее…
- Ваши прогнозы: будет ли мероприятие ежегодным?
К.: Постараемся сделать именно "полнопрограмный" праздник как минимум ежегодным. Каждый год в рамках таких "дней истории" можно проводить разные тематические выставки.
- Как бы Вы охарактеризовали людей, активно интересующихся ретро-эпохой?
М.: Сложно сказать. Все люди разные. И «интересуются» тоже по-разному. Скажу о тех людях, о которых упоминала выше. Их объединяет активное, деятельное отношение к прошлому. Иными словами, это не люди, которые вздыхают «как было хорошо», а сохраняют это «хорошо» для себя и для всех. Скорее всего, многие из них не думают об этом такими словами и даже не осознают этого. И еще – они любят свои автомобили и гордятся ими – в самом хорошем смысле. Это нужно было видеть и слышать - когда наш ретро-пробег добрался до Лазурного берега, люди (взрослые мужики) совершенно искренне говорили: «Я эту машину собрал по винтику, и вот она доехала, она под пальмами Ниццы». Трогательно до слёз.
Беседовала Наталья Филиппович
Читать эту статью на английском: "Days of History": "right" Exhibition of retro-engineering