То ли на московскую публику так повлияла экспозиция Франсуазы Югье «Забывая о моде», то ли Инез Ван Ламсвеерде и Винуд Матадин со своим Календарем Пирелли’2007, однако в галерею «Зураб» было просто не протолкнуться. Огромное количество людей пришли на выставку, чтобы своими глазами увидеть то, над чем так упорно трудились две фотохудожницы.
По теме:
Девочка, волк и золотая лихорадка
Удивительные ноги Наташи Ростовой
Гламур и самовыражение фотографа «Ночного дозора»
«Время альбиносов»: жуткие сны о больной реальности
Одна предложила московской публике совсем забыть о моде, поэтому на ее фотографиях не видно модели в полном смысле слова. Ибо Франсуаза обрезает тела, показывающие моду, таким образом, что они почти всегда оказываются без головы. Это тела, которые ни о чем не задумываются, тела, освобожденные от организма, тела, «ступающие мимо своих туфель», с ног на голову.
«Многие меня спрашивают, почему в моих работах нигде не видно голов моделей. Но, а как без этого? Француженкам принято рубить головы, всем королям и королевам! А если говорить серьезно, то мне хотелось не акцентировать внимания на прекрасных манекенщицах, а, прежде всего, показать ту огромную работу - ручной труд, который был проделан при создании того или иного наряда»,- призналась в эксклюзивном интервью Yoki. ru Франсуаза Югье.
В фотографиях Франсуазы движение молчаливо и чисто внешне. Если ее снимки часто производят впечатление бретонской волны, то это благодаря ее искусству показывать динамику в стойке. И здесь следует сказать об изобретении Франсуазы, о «почерке Югье»: ее пошатнувшееся кадирование, кривое и перевернутое, которому так часто подражают, причем довольно неумело. Наклон кадра - это любовь художницы к ракурсу снизу вверх, это, напротив, требование сюжета. На подиуме мода, которая она фотографировала в сиюминутной спешке дефиле, физически смотрится снизу вверх. Чем эффектнее одежда, как по выкройке, так и по украшениям, тем больше взгляд стремится к тому, что не участвует в эффекте. Наклоняя кадр снизу вверх, Франсуаза схватила эту геометрию пространства моды.
«Интересно, что на этой выставке есть несколько героев. С одной стороны это то, что производит Кристиан Лакруа, затем то художественное чудо, которое рождается в огромном коллективном труде. С другой стороны, это люди закулисья, которых мы никогда не видим ни на подиуме, о которых мы никогда не говорим - мастера и мастерицы. Люди, чьим трудом создаются шедевры и без которых феномен моды и стиля был бы невозможен. Это не концепт, а огромный труд, который стоит во главе этого концепта. Здесь представлен странный подход к феномену моды, где нет прожекторов, дефиле, где и сама модель уходит на задний план, а оказывается на первом плане коллективный труд художника - вот это и есть тот, совершенно другой акцент, который ставит Француаза Югье»,- подчеркнула директор московского дома фотографии Ольга Свиблова.
Рядом с этой экспозицией соседствовала выставка «Календаря Пирелли’ 2007». Героинями этого выпуска стали пять прославленных и любимых всеми голливудских актрис: Софии Лорен, Пенелопа Крус, Хилари Суонк, Наоми Уоттс и дерзкая восходящая звезда Лу Дуайоон. Портреты этих пяти женщин просты и непосредственны. На нейтральном фоне гордость и решительность женщин проявляются с невероятной силой. Одно ложе, 5 героинь и 5 историй появляются на страницах календаря, авторы которого порывают с вычурностью и условностями и принимаются за исследование психологии женщин.
«Мы находимся в комнате, где есть только кровать и простыня. Нам хотелось добиться максимальной близости и интимности, как будто мы делам фотографии друзей»,- говорит Инез. Работая с каждой женщиной по отдельности, она пыталась отыскать скрытые и самые сильные стороны героинь. Итак, Пенелопа предстает яркой и чувственной женщиной, Хилари – истинной американской красавицей-спортсменкой, Лу- элегантной и невозмутимой, Наоми является воплощением британского совершенства с присущим ему лоском и изысканностью, а Софии Лорен выступает в роли суперзвезды и легенды.
Результатом стали 26 невероятно выразительных черно-белых фотографий. Свет, композиция и атмосфера – в этих простых, беспристрастных снимках есть все то, чего ждешь от двух таких замечательных фотографов международного уровня, как Инез и Винуд.
«Это тот редкий случай, когда мы говорим о невероятной творческой удаче. Я много лет мечтала заполучить эту экспозицию в Москву. Ведь Инез - одна из самых востребованных мастеров современной фотографии, представляющая удивительный контраст в этой серии, потому что она черно-белая и очень графическая, тогда как работы Франсуазы выходят из двухмерного изображения и превращаются в трехмерные объекты. Кроме того, интересна сама тема- «Пробуждение», поскольку модели как бы просыпаются, а этот момент один из самых романтических в истории фотографии. Однако пробуждаются не только юные создания. Просыпается сама Софи Лорен, которая позволяет себе позировать полуобнаженной, не нарушая правила морали и этические представления, но, одновременно показывая, что возраст, против которого все так борются - это богатство»,- заключила Ольга Свиблова.
Настя Христензен
Читать эту статью на английском: "Awakening" semi-nude Sophia Loren