Судьба стать художником
В том, что маленькая Зина станет именно художницей, никто из родственников не сомневался - ведь она родилась в прославленной семье Бенуа-Лансере, семье, подарившей миру целую плеяду художников и архитекторов.
Даже родовое имение в Нескучном и церковь при нем были выстроены по проекту одного из членов этой талантливой семьи. Дед Серебряковой, Николай Бенуа, был знаменитым художником, отец, Евгений Лансере - известным скульптором, мать - художником-графиком. Старшие братья пошли по проторенной дорожке - Николай стал архитектором, Евгений занялся монументальной живописью и графикой.
Евгений Лансере, отец Зины, рано умер от туберкулеза, и мать посвятила все время шестерым детям, передав им свое благоговение перед классическим искусством. Вместе с дядей и дедом дети посещали многочисленные выставки, театры, Эрмитаж, читали книги по искусству и увлеченно рисовали сами.
Окончив гимназию, Зинаида поступила в художественную школу, затем два года училась у известного портретиста Браза, а потом еще год занималась в Académie de la Grande Chaumière в Париже. Неудивительно, что с первой же выставки юная художница покорила сердца критиков и зрителей, моментально став знаменитой. И еще много лет «каждая ее работы вызывала восторженный гул», - как выразился, ничуть не преувеличивая, известный художник Маковский.
Любовь запретная и единственная
С детства Зинаида была влюблена в своего кузена Бориса Серебрякова, с которым они вместе воспитывались. Родные спокойно отнеслись к их желанию стать супругами, но церковь была категорически против. Помимо того, что церковь не поощряла браки близких родственников, у жениха и невесты оказалось разное вероисповедание - католическое у Зинаиды и православное у Бориса. Только после долгих мытарств и поездок к разным духовным властям влюбленным удалось пожениться.
Борис тогда был еще студентом, будущим инженером, человеком ярким, активным и идейным. Он мечтал работать в Сибири, участвовал в митингах времен первой революции. Пока Зинаида училась в Париже рисованию с натуры, Борис записался в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя. Через год супруги и единомышленники вместе вернулись домой, в Нескучное.
Счастливый брак подарил Серебряковым четырех детей - двух сыновей и двух дочерей, которые в дальнейшем тоже связали свою жизнь с искусством, став художниками и архитекторами. К сожалению, дети рано остались без отца. В годы гражданской войны по дороге в Харьков Борис заразился сыпным тифом и через несколько дней умер у жены на руках.
Зинаида больше не вышла замуж и никогда не полюбила снова. Спустя много лет она признавалась в письмах, что продолжает постоянно думать о Борисе и даже советоваться с ним, будто он жив.
Путь славы
После оглушительного успеха первой выставки Серебрякова вступает в творческое объединение «Мир искусства», призывающее возрождать классические традиции. Бакст, Сомов, Дягилев и дядя художницы Бенуа стараются создать некое новое искусство, воспевающее мир красоты, радости и добра.
Зинаида карандашом и кистью пишет пейзажи, крестьянских девушек, деревенский быт, который хорошо знает и любит с детства.
Ее «Жатва» стала классикой живописи, критики восхищались колоритом и композицией, красоте лиц стройных крестьянок и живости картины. Все лучшие работы созданы ей в Нескучном, имении, которое она любила с детства, в котором они с мужем и детьми были счастливы.
Вместе с братом Серебрякова принимает участие в росписи Казанского вокзала, аллегорически изображая восточные страны в виде томных красавиц. К сожалению, эту работу прерывает гражданская война.
Революционные перемены
В 1919 году умирает Борис, и жизнь художницы резко меняется. Она остается с детьми и больной матерью без средств к существованию. Дом и мастерская в Нескучном давно разграблены и сожжены бандами анархистов, несмотря на протесты крестьян, обожавших семью Лансере. Картины приходится писать углем или карандашом - масляных красок нет, но не краски предмет главной заботы, а реальная угроза голода.
Серебрякова трудится в археологическом музее, затем получает предложение перевестись в Петроградский отдел музеев или занять место профессора в Академии художеств. Очевидно, что новая власть по достоинству оценила художницу - ей присылают бесплатные проездные билеты для всей семьи. Зинаида Евгеньевна едет в Петроград и живет в квартире деда, «уплотненной» артистами театра МХАТ. Она отказывается преподавать или заведовать музеями, и выполняет в мастерской оформительские заказы.
Заниматься оформлением общественных зданий и агитационных плакатов Серебрякова не берется. По мнению некоторых современников, ей это претит по идейным соображениям, но большинство сходится, что Зинаида Евгеньевна просто не решается на новый вид деятельности, будучи слишком скромной и критичной к своему творчеству, несмотря на прошлые успехи.
Она пишет портреты, пейзажи, часто бывает в Мариинском театре. Дочь Зинаиды Евгеньевна, Татьяна, начинает заниматься балетом, и Серебрякова создает серию балетных портретов. Периодически она участвует в выставках. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке, которая была устроена с целью материальной помощи художникам. И две картины сразу же удалось выгодно продать - на эти деньги Зинаида Евгеньевна, поглощенная заботами о большой семье, уезжает в Париж. Полученный заказ на большое декоративное панно дает ей надежду выбраться из бедности.
Европейский период
Художница планирует заработать денег и вернуться в СССР, но с заработками не складывается. Сначала нет мастерской, затем с огромной скоростью начинают расти цены, а заказчики, пользуясь непрактичностью и доверчивостью художницы, постоянно обманывают и не платят. К тому же стиль Зинаиды Евгеньевны не в моде - газеты усиленно нахваливают абстрактное искусство, а классические портреты называют устаревшими.
На нескольких персональных выставках в Париже картины продаются очень плохо. Все, что удается заработать, Серебрякова отправляет родным и живет по Нансеновскому паспорту, переездному документу для беженцев. Ей удается забрать к себе двух младших детей, а старшие остаются на родине. Серебрякова живет очень замкнуто, встречается только с русскими и много путешествует. В Бретани пишет цикл картин, посвященных рыбакам, едет в Швейцарию, в Африку.
В Марокко создает пейзажи и портреты, и даже несколько «ню» арабских женщин, позирующих художнице, невзирая на строгие религиозные запреты.
Серебрякова очень тоскует по старшим детям, оставшимся с бабушкой в Ленинграде. Она пишет им длинные нежные письма и с нетерпением ждет возвращения. Большие надежды Зинаида Евгеньевна возлагает на крупный заказ в Бельгии, но он затягивается на годы. Потом затягивается оформление документов, а потом начинается война. Немцы оккупируют Париж, и переезд делается невозможен.
В 1960 к матери приезжает Татьяна, ставшая театральным художником во МХАТе. В те же годы проходят большие выставки работ Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве. К Зинаиде Евгеньевне вновь приходит популярность, в СССР ее альбомы печатаются миллионными тиражами. Дети зовут Серебрякову вернуться, но она боится обременять близких заботами о себе, и в 1967 году умирает в возрасте 82 лет. Художница похоронена в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Скандал 1991
«Русские» торги 1991 года в аукционном доме Sotheby's прошли с громким скандалом. За 2,15 миллионов долларов были проданы семь картин Зинаиды Серебряковой. Ее дочь заявила, что коллекция была выманена у художницы под предлогом создания в Париже Музея искусств русской эмиграции, и торги были незаконными. Отмены итогов аукциона родственники добивались через суд.
Читать эту статью на английском: Sensation of "Nude. XX Century"