Поп-арт

Шедевры музейных коллекций стали доступней


В школе акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Шедевры музейных коллекций» из собрания Кировского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых. Коллекция насчитывает около двадцати тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства. Среди них- более семи тысяч оригинальных печатных листов западноевропейских и русских мастеров с XVI века по настоящий день. Для выставки была отобрана наиболее интересная ее часть – рисунки и акварели русских художников реалистического направления XIX- начала XX века.


Кировский областной художественный музей, который является наследником Вятского художественно-исторического музея, был открыт в 1910 году. Его основание связано с именами Виктора и Апполинария Васнецовых, уроженцами Вятской губернии, которые дарили музею свои произведения, принимали активное участие в комплектовании коллекций, организации выставок. Фонды одного из старейших музеев России на сегодняшний день насчитывают около 20 тыс. произведений искусства.

По теме:

«Крылья в искусстве», или назад к реализму

"Я Индус": необычный взгляд на обычную жизнь фотографа Ананта Даса

Главная «ЛиниЯ», или кардиограмма сердца художника

Неординарные художники предпочитают фломастеры


Значительная часть экспозиции посвящена творчеству талантливого графика, иллюстратора и архитектора, выпускника Императорской Академии художеств Михала Эльвиро Андриолли. За участие в польском восстании он был сослан в Вятку. Здесь М.Э. Андриолли активно и плодотворно работал. Именно в Вятке у Андриолли учился будущий художник- академик Апполинарий Васнецов.


На выставке в Школе акварели представлено все разнообразие жанров: портрет и натюрморт, бытовые зарисовки и сцены из народной жизни, академический рисунок и эскизы декораций, пейзаж (часть листов – виды всемирно известных сооружений Италии), а также книжная иллюстрация. Зрители увидят рисунки и акварели знаменитых передвижников, графику художников круга «Мира искусства». Особый интерес представляет собой коллекция архитектурных эскизов и чертежей русских зодчих, выпускников Императорской Академии художеств: внешний вид зданий, проекты оформления внутреннего убранства, декоративные росписи, элементы мебели(Москва, Вильно, Ницца, Рим, Пиза).


Достаточно полно, семнадцатью рисунками, созданными в разные годы, показан в коллекции идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Разносторонность его интересов, представлены в натурных станковых зарисовках, книжных иллюстрациях, эскизах костюмов и театральных декораций. Изысканы его листы «Горы в Сорренто», «Анцио. Вилла Памфили». Благодаря четкой тональной разработке художнику всего лишь одним цветом удается передать красоту природы. Одной из лучших работ этой монографической коллекции является иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «медный всадник». Она была подарена мастером музею в 1910 году, и была одной из первых работ в коллекции гравюрного кабинета.


Своеобразие рисунков М.А. Врубеля раскрывается в двух работах из собрания: мужском портрете и эскизе декорации. Кристаллический узор, состоящий из игры пятен, бликов, ритмически взволнован. Близок к нему по артистизму, мерцанию красочных оттенков лист К.А. Коровина «Вид московского Кремля».


Особого внимания по образному решению заслуживает законченный рисунок углем одного из основателей кировского музея- В.М. Васнецова «Спаситель в терновом венце», подаренный автором в 1911 году. Лик Христа наделен внутренней силой, величием и вместе с тем полон трагедийного одиночества. Черно-белое решение, отказ от проработки фона способствует строгости и мощной выразительности образа.


Уникальность выставки заключается в том, что значительная часть представленных в экспозиции произведений искусства демонстрируются впервые.


Анастасия Кудинова