Поп-арт

"Идеальный дворец" простого французского почтальона

В 1879 году простой (тогда ещё) французский почтальон Фердинанд Шеваль, в возрасте 43-х лет заложил фундамент Идеального Дворца. На протяжении 33-х лет гений работал над созданием своего шедевра совершенно один – по ночам он перетаскивал камни, а днём зарабатывал на жизнь всё той же разноской писем.

Charmes-sur-l’herbasse – именно этому городку с неподдающимся озвучиванию названием мир обязан появлением на свет нашего героя. Родившийся в 1836 году, Шеваль с самого раннего детства славился редким упорством, что в связке с чертами отстраненного мечтателя создало поистине выдающуюся личность. Свой путь почтальона Фердинанд начал в посёлке Hauterive, где и получил должность сельского письмоносца в 1867 году.

Сея должность и вправду не могла бы достаться менее упрямому человеку - ежедневно Шеваль проходил более трёх десятков километров, разнося письма. Молодого мужчину, любящего долгие пешие прогулки этот факт явно не пугал.

В своих заметках Шеваль признавался, что импульсом к созданию гигантского дворца послужил странный камень, об который он споткнулся однажды утром. Слоистая, текучая порода притягивала к себе взгляд, заставляла размышлять об иных возможностях формы. Будучи в древности дном моря, местная природа живописно разбросала в тех местах множество камней.

Уже на следующий день Шеваль вернулся на то же место, чтобы подобрать ещё несколько камней необычной породы. Этот момент стал точкой отсчета в 27-летней истории коллекционирования Фердинандом камней. В карманах, в платке, в корзине и, наконец, на самодельной тачке, упрямец переносил камни, складывая их на заднем дворе. Нетрудно догадаться, что среди своих соседей такой «Сизиф» быстро прослыл безумцем. Однако «помешанный» не был опасен, и его быстро оставили в покое.

Решив, что природа не зря наделила его строительным материалом, почтальон решил, что должен стать ещё архитектором и каменщиком. И вместе со своей основной работой и тасканием камней, стал изучать архитектуру различных стран и эпох. Как и всякий дилетант, он не обладал предубеждением, посему, его вдохновляло почти все - архитектура Востока, Магриба, модерна. Не забывая при этом о «банальной», практической стороне ремесла.

В общей сложности, Фердинанд Шеваль возил камни для своего будущего творения в течение 20 лет. А с 1888 года, уйдя на пенсию, приступил к строительству Дворца, который впоследствии увековечил память своего создателя. 10 000 дней, 93 000 часов и 33 года работы.

Формы дворца родственны природным: кажется, что для Шеваля не было ничего невозможного, настолько свободно он включает в композицию самые фантастические детали. Больше того, полное впечатление, что автор был знаком, например, с индийскими храмами, настолько впечатляющи пропорции колонн и скульптур. И хотя Идеальный Дворец любят называть первой наивной архитектурой, хотя самого Шеваль вряд ли можно назвать наивным – он просто был верен себе и полностью посвятил себя делу искусства.

Фердинанд был простым французом. Бросив школу в 13 лет, он ушёл работать в пекарне, но стал в итоге почтальоном. Ни архитектурного образования, ни навыков каменщика. В то же время узкие переходы дворца и башни снаружи испещрены его изречениями и стихами – даже поэзия не была чужда Шевалю. В одной из комнат Дворца есть надпись: «Создавая эту скалу, я хотел утвердить возможности воли».