Поп-арт

Фестиваль Brassens + Брассенс: «не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь!»

Со сцены прозвучат не только произведения Брассенса, но и лучшие песни Трене, Азнавура, Пиаф, Бреля, Гинзбура, Монтана и Фюгена. Представляет интерес список отечественных исполнителей, которые выступят на этих концертах: Галина Хомчик, Виктор Луферов, Александр Щербина, Хор им. Ж. Брассенса, группы Rouge-Rouge Café, «Редкая Птица», Nulle harmonie, дуэт Acou, певица Ульяна Ангелевская и инструменталист Дмитрий Калинин (балалайка). Как обещают устроители, на одном из концертов выступит Олег Митяев со своей «Француженкой».

Особенно интересно будет это мероприятие для любителей творчества Брассенса, которым всегда хотелось знать, о чем же, собственно, он поет. Как говорит отечественный литератор М. Фрейдкин - «Тексты Брассенса густо насыщены всевозможными (и зачастую не совсем цензурными) просторечиями, фразеологизмами, идиомами и т. п.. Переводить идиомы и поговорки и без того занятие не слишком благодарное. А Брассенс, помимо всего прочего, еще и любит с ними поиграть, постоянно их переиначивая и перекраивая, так что получается что-то вроде наших "не плюй в колодец: вылетит - не поймаешь" или "чем дальше в лес, тем своя рубашка ближе к телу".

Российским меломанам имя Жоржа Брассенса известно, наверное, все же не столь хорошо, как, например, Шарля Азнавура. Между тем, Брассенса называют «самым скандальным и самым нежным французским шансонье». В 50-х годах Франция освистала певца, но только история расставила все по своим местам, и теперь его имя носят французские улицы, бульвары и лицеи.

Жорж Брассенс (1921-1981) родился в портовом городе Сете 22 октября 1921 года. В доме его родителей всегда звучала музыка, главным образом, благодаря матери, которая из-за неаполитанского происхождения любила народные песни своей страны и мелодии, сыгранные на мандолине. Жорж начал учиться играть на этом инструменте, после чего ему было несложно перейти на гитару.

Он очень рано увлекся поэзией благодаря своему учителю французского языка Альфонсу Боннафе, который в 1963 стал первым биографом певца. Брассенс начал сочинять тексты к песням, которые он стилизует под народные. А во время городских праздников Жорж играет на ударных в созданной им команде «Джаз».

В 1940 году Жорж Брассенс переезжает в Париж, где живет у своей тети, подрабатывает рабочим на автозаводе Рено, а в свободное время пишет стихи и песни. В 1942 ему удается опубликовать два поэтических сборника.

В марте 1943 года Брассенс был отправлен на принудительные работы в Германию, где он познакомился с таким же заключенным Пьером Онтеньянта, ставшим впоследствии одним из его лучших друзей. По словам знавших его людей, певец очень высоко ценил дружбу и был настоящим другом. Кто-то сказал, что дружба с Жоржем длилась «годы и годы, даже всю жизнь», при этом Брассенс относился одинаково ко всем своим друзьям, уделяя внимание каждому, независимо от того, известный это человек или нет.

С середины 40-х и до 1966 года он живет у своих хороших друзей - Жанны и Марселя Планш. В их доме, в окружении обожаемых им кошек, Брассенс напишет большую часть своего репертуара. Жорж относится к тому типу сочинителей, которые пишут сначала текст, а только потом музыку. Его партитуры не каждый может разобрать - Брассенс не имел музыкального образования и игнорировал принятые правила нотной записи.

В середине 40-х он пишет несколько статей для журнала "Анархист". Склонный к анархистским идеям, Брассенс всегда выражал в своих песнях протест против лицемерия, невежества и предрассудков. Он мог негативно отзываться о религии, но сочувствовать людям, от которых, по его мнению, несправедливо и незаслуженно отвернулось общество. Одна из его песен - "Le gorille" была направлена против скорби по мертвым, из-за чего долгое время была запрещена на радио.

В 1947 году выходит его первый роман «Луна слушает в дверях». Также в это время Жорж Брассенс встречает женщину своей жизни, эстонку Йоху Хайман, про которую он позже скажет: "Это не жена моя, а богиня".

Успех пришел к исполнителю лишь в 50-х, когда он встретил певицу Паташу и контрабасиста Пьера Николя. Раньше Жорж воспринимал себя только как сочинителя и не помышлял о том, чтобы быть солистом. Однако Паташу удается уговорить Жоржа начать исполнять написанные им песни, и с этих пор творческая карьера Брассенса резко идет в гору. Уже в 1953 году он выступает в Париже на сцене «Бобино», через какое-то время - в знаменитом парижском мюзик-холле "Олимпия". Музыкальную деятельность он успешно совмещает с писательской: в середине 50-х выходит его роман «Башня чудес».

В марте 1954 года появляется уже вторая пластинка. Певец ездит с концертами по Европе и северной Африке. В апреле 1955 выходит третий альбом, а певец решает сыграть в фильме Рене Клера «Сиреневые ворота». Между тем, его старый закадычный друг Петр Онтеньянт становится его секретарем и начинает ведать материальными вопросами.

С конца войны Брассенс подвержен очень болезненным приступам колик из-за камней в почках, отчего очень мучился и был вынужден серьезно лечиться. Тем не менее, творчество он не оставлял несмотря на свой недуг. Он выпускал альбом за альбомом, а в 1972 году вышел сборник, куда входили его 11 альбомов и книга, в которой были собраны все его тексты и поэмы.

В 1963 году Альфонс Боннафе, пишет труд о своем бывшем ученике, вот цитата из него: "Это тревожный и потерянный человек, который всю жизнь строил свое творчество вопреки своему отчаянию. Сарказм, бравада, мания разрушительства - все это лишь обратная сторона его горячего желания любить. Муза Брассенса высмеивает, зубоскалит, она купается в неприличном и несуразном, и делает это с той бурной радостью, которая от постоянного присутствия в ней неизбывной грусти становится лишь более неистовой. В иронии Брассенса - вся энергия его отчаяния". Чуть позже труд о Жорже напишет и его друг, писатель Рене Фалле. Кстати, Булат Окуджава сказал об этом исполнителе так: "Брассенс - поэт истинно французский, а потому и общечеловеческий". А Габриэль Гарсиа Маркес называл его первым поэтом Франции последних десятилетий.

В 1967 Брассенс получает престижную награду за поэзию от Французской Академии. В конце 60-х годов Брассенс встречает гитариста Жоэля Фавро, который присоединяется к Жоржу и Пьеру, так рождается новое трио. В 1972 году Жорж Брассенс покупает дом в Бретани, впечатлившись рассказами Жанны Планш, с детства жившей в этих красивых местах. Жорж был настолько очарован Бретанью, что даже начал учить бретонский язык.

В 1973 году, гастролируя по Европе, он дает концерт в Великобритании, который записывают и выпускают годом позже под названием "Live in Great Britain" - так появляется раритетная и очень интересная запись живого выступления. В 1975 году он получает Гран-При города Парижа.

Свой последний оригинальный альбом певец записывает в 1976 году, но в 1979 году, по просьбе одного его друга-музыканта, соглашается принять участие в записи необычного альбома. На этом диске Жорж Брассенс вместе с американскими джазменами исполняет свои самые знаменитые песни в джазовой обработке.

Певца не стало 29 октября 1981. Он умер в маленькой деревне Сен-Жели-дю-Фек, у своего друга и врача, Мориса Буке. Его похоронили в Сете на кладбище, прозванном "кладбище бедняков".

Простота, репертуар – необычный и дерзкий, но не провокационный, а также великолепное владение французским языком сделали Жоржа Брассенса одним из самых любимых исполнителей Франции. Его песни и стихи до сих пор увлеченно переводят на многие языки мира. В памяти своих друзей и поклонников он навсегда останется человеком с доброй душой и исполнителем, обладающим редкостным талантом.

Наталья Филиппович