Афиша

«Другая сцена», другое кино. То, что не увидишь в кинотеатрах

Москва ломится от кинотеатров, они все как будто одинаковые. Пропахшие поп-корном залы, удобные кресла и разноцветные билетики. Это кинозалы, ориентированные в основном на массовый прокат, их основной репертуар – новинки российской и зарубежной кинематографической промышленности. В них ходят на свидания и за компанию с друзьями. Однако есть и другие, так называемые кинотеатры «другой сцены». Это небольшие кинозалы в клубах или полуподвальных помещениях, стульчики в ряд и кино, которое сложно увидеть где-то еще.

Самым популярным из них на данный момент является творческое объединение «Мир Искусства». Оно было создано около пяти лет назад режиссером-документалистом Сергеем Тютиным, это первый в России электронный кинотеатр, отличающийся высоким качеством звука и изображения.

Репертуар здесь строится в основном на классике, Федерико Феллини, Эмир Кустурица, Питер Гринуэй, Джим Джармуш, Милош Форман. «Неприлично разбираться в арт-хаусе, не зная классики» - комментирует принципы построения репертуара Дмитрий Купровых, второй учредитель «Мира Искусства» и «Киноклуба АРТкино», речь о котором пойдет несколько позже. Цены на билеты начинаются с «бесплатно» и не переваливают отметки в 160 рублей. При предъявлении студенческого пустят за полцены.

«Киноклуб АРТкино» – объединение, выросшее на основе «Мира Искусств», но отличающееся по целому ряду параметров. Конкретных принципов построения репертуара тут нет, в киноклбуе смотрят все, начиная от фильмов стоящих у истоков кинематографа и заканчивая современных арт-хаусом.

Своей основной задачей киноклубцы видят объединение людей «больных кино». С этой целью здесь постоянно проводятся семинары и лекции. С этого года начинаются также кинокурсы, где всех желающих будут учить основам монтажа и режиссуры и читать лекции по истории кино.

Ценовая политика тут та же, что и в «Мире Искусств», а за посещение кинокурсов попросят полторы тысячи рублей в месяц.

Самым старым и культовым из подобных объединений можно назвать Клуб имени Джерри Рубена. Клуб Джерри Рубена – это первый андеграундный клуб Москвы, чья история насчитывает уже больше 15 лет. Представляет собой заведение благотворительное, которое существует за счет контактов с местной префектурой.

Создателем и бессменным руководителем объединения является Светлана Ельчинова, также есть несколько кураторов, которые в разные дни определяют подборку фильмов. По пятницам - андеграунд, авторское кино, кино Восточной Европы, по субботам – встречи с молодыми независимыми кинематографистами и европейские классики-маргиналы, по воскресеньям – кинопоказы об истории рок-музыки.

Но это совсем примерная наброска, вообще в Джерри Рубине не принято как-то систематизировать и классифицировать фильмы. Принцип построения репертуара завязан на стирании границ. Фильмы, показывающиеся здесь – крайне редкие, их разыскивают по частным коллекциям и специально переводят.

«Кино для меня - способ борьбы за мозги тех молодых людей, которые талантливы и сами по себе интересны, дай только творческую пищу, чтобы это раскрылось и стало почвой для самостоятельных творений» - говорит Алексей Якушев, куратор и идейный вдохновитель «Клуба имени Джерри Рубена».

Неприличным было бы забыть упомянуть о московском музее кино. Это объединение создано в начале двадцатого века, буквально на заре развития кинематографа. К сожалению, музей кино до сих пор не имеет собственной площадки для проведения показов и семинаров. Временное пристанище он находит в ЦДХ и кинотеатре «Салют», но всем понятно, что проводимые там мероприятия, едва ли можно назвать полноценной деятельностью.

Репертуар довольно разнообразен. За основу, конечно, берется классика, но ее часто разбавляют авангардом. Также существует традиция цикличного показа фильмов из одной географической области.

Семинары, проводимые музеем кино, затрагивают все животрепещущие темы киноманов, здесь говорят об актерах, режиссерах, фильмах и киноискусстве в целом. «На мой взгляд, неизбежно, что площадки показа кино становятся также площадками, на которых происходят, зарождаются дискуссии, вырабатывается критическое суждение, сообщества критически мыслящих личностей, если угодно» - говорит Арсений Хитров, один из главных вдохновителей общества друзей музея кино, о котором, пожалуй, стоит упомянуть отдельно. Это сообщество людей помогающих музею, они занимаются поддержкой, рекламой, проведением фестивалей и прочим.

Все вышеописанные объединения делают общее дело, но, несмотря на это каждое из них уникально. И важен сам факт существованиях подобных мест, где можно посмотреть «другое кино».

Саша Мерцалова