Шикарная новость: в конце марта в Россию приезжает знаменитый коллектив Jethro Tull! Что мы о них помним? Во-первых, что солист уж 38 лет скачет на сцене на одной ноге, при этом дует в флейту и дико таращит глаза. А другой член группы любит одеваться в полосатые одежды - как заправский арестант. Но вся эта внешняя несерьезность соседствует с высочайшим профессиональным уровнем музыкантов, внесших огромный вклад в развитие арт-рока.
В конце 60-х в Англии как грибы после дождя появлялись различные музыкальные коллективы, многие из которых затем навсегда вошли в историю рок-музыки как величайшие представители этого направления. Многие и ныне удивляются этому парадоксу: откуда в стране, занимающей не такую уж большую часть Земли, в небольшой промежуток времени возникло такое великое множество пионеров новых музыкальных течений, прогрессивных и виртуозных исполнителей и просто больших талантов? Не вдаваясь в суть этого явления, и тем более не пытаясь объяснить его всякими теориями вроде "этногенеза" Гумилева, перейдем к рассказу о группе, которая, появившись все там же и тогда же, вошла в число лучших команд Британии.
ВИА имени почтенного агронома
Все началось с того, что на севере Англии, в городе Блэкпуле, появилось трио под названием Blades, что в переводе означало не сородичей или тезок вампира из одноименного фильма «Блэйд», а что-то вроде «молодцев». Добры молодцы со всем своим энтузиазмом, свойственным молодым исполняли блюз-рок, а затем переключились на смесь блюза и соул. На гитаре в этой группе наяривал Иэн Андерсон, и в те времена, возможно, никто и представить себе не мог, что через несколько лет этот парень в рекордно быстрый срок превратится в продвинутого флейтиста.
Тем временем, на улице стоял 67 год. В поисках лучшей жизни коллектив перебрался в Лондон, где жил новый гитарист команды – Мик Абрахамс. Кстати, как раз в те времена произошел прикольный случай с названием коллектива: когда ребята переименовывались в Jethro Tull, в типографии перепутали имя и напечатали как Jethro Тое – то есть «Джетро Большой Палец». Прямо-таки индейское имя какое-то, но никто не придал этому значения – публика решила, что так задумано.
Название группы действительно связано с агрономом 18 века, прославившегося тем, что он изобрел рядковую сеялку. Что именно сподвигло эксцентричных участников коллектива назваться именем почтенного сельскохозяйственного деятеля – остается загадкой. А репертуар несколько поменялся: в музыке, помимо блюза и рока, появились элементы готики и джаза. Именно тогда Иэн Андерсон стал учиться играть на флейте - на мысль освоить этот инструмент его натолкнуло то, что ему нечего было делать на сцене, пока коллеги исполняли соляки.
Вот что он сам говорит по этому поводу: «Пока мои товарищи играли на своих инструментах, я не знал, чем мне заняться. При этом чувствовал себя довольно неловко, но в конце концов пришел к мысли о флейте и вышел из этого довольно неприятного положения». Он умудрился за полгода самостоятельно освоить этот непростой инструмент, прослушав несколько джазовых пластинок. Если вы никогда не играли на флейте, то сообщаем, что такие результаты, как у Иэна – это, типа, круто! Мастерство росло, а поведение на сцене становилось все более необычным – Андерсон не уставал строить рожи и скакать на одной ноге.
Тем временем, в коне 1968 года коллектив покинул гитарист Мик Абрахамс, и тогда, после долгих поисков, на его место пришел Мартин Баррэ, продолжающий играть там до сих пор. В группу он попал чудом: этот парень от волнения умудрился прийти на прослушивание, позабыв взять гитарный шнур. Когда же ему дали второй шанс - забыл не только шнур, но и усилитель. В итоге сердобольный Андерсон стоял на полу на коленях, приложив ухо к деке электрогитары, чтобы услышать, что там играет гитарист, но так ничего и не понял. В итоге парня решили взять в группу за его сильное стремление - и как видно, не прогадали с этим решением.
Творческие безобразия
Настоящий успех к группе пришел в 1969 году, когда вышел их альбом Stand Up («Встань») с великолепным хитом Living In The Past («Живя в прошлом»). Критики расхваливали стиль группы – смесь изысканного и мелодичного хард-рока с блюзом, английской народной и кельтской музыкой со средневековыми мадригалами и джазом. Вплетение флейты в сложную инструменталку, контрастно звучащую на фоне жестких гитарных рифов, – было замечательным ходом. Голос вокалиста обладал дивным тембром, а еще Иэн Андерсон ухитрялся использовать сложную технику: играя на флейте, параллельно с этим напевать мелодию голосом. В общем, у группы была не одна, а множество изюминок.
Между тем, в составе группы произошли очередные изменения, после чего вышел альбом Aqualung, содержащий на себе одноименную песню, посвященную вовсе не аквалангу, а человеку, страдающему насморком (Aqua - вода, а lung - легкое, поэтому беднягу звали «водяное легкое»). Здесь группа в очередной раз представила слушателю не только прекрасную музыку, но и тонкие по содержанию тексты.
В 1971 году участники группы продолжали экспериментировать со своим внешним видом: бас-гитарист и по совместительству контрабасист Джеффри Хаммонд-Хаммонд выступал в костюмах в крупную полоску, да еще точно таким же макаром раскрасил и свои инструменты. Сам Андерсон, конечно, не остался в стороне от такого безобразия: он дефилировал по сцене в обтягивающих трико (прям как Фредди Меркьюри), сапогах с отворотами и нацеплял на себя накладные гульфики.
Дальше – больше: музыканты не оставляют эксперименты со звучанием, создают концептуальные альбомы и альбомы-симфонии. Собственно, по такому пути в 70-х шли многие их коллеги. Все более интересными и сложными становятся тексты – например, диск 1973 года A Passion Play («Страстная игра») был многими не понят. Иэн Андерсон стремился воплотить множество задумок, но, к сожалению, не все из них удалось реализовать: так, не получилось снять фильм War Child («Дитя Войны») – продюсеры не осознали гениальность произведения и потребовали изменить сценарий. Но упрямый шотландец Андерсон стоял на своем и ничего менять не стал. Тяжела жизнь творческой личности в шоу-бизнесе… Тем не менее, диск War Child все же вышел в 1974 году.
В 1987 году музыканты тряхнули стариной и получили премию "Грэмми" за альбом Crest Of A Кnave (что-то типа «Знак валета»), который почему-то был выдвинут в номинации «лучший альбом в стиле hard' n' heavy». Конечно, никакого тяжеляка на альбоме замечено и услышано не было, но диск, и правда, хорош.
Было много и других интересных работ, и всегда группа оставалась верна себе. И, кстати, вот что говорит по этому поводу лидер коллектива Иэн Андерсон: «Моды приходят и уходят, но, уходя, они обычно возвращаются, а потому нет смысла следовать за модой. Если оставаться старомодным достаточно долго, то в один прекрасный день окажется, что ты снова вошел в моду».
Back in the USSR
В 2003 году, к неописуемой радости поклонников, Jethro Tull в первый раз за всю историю существования группы доехали до России с концертами. Восторги были вполне объяснимы: коллектив появился в 67 году, приобрел в нашей стране кучу почитателей, и здесь его приезда ждали уже очень давно. Во время тех гастролей, несмотря на солидный возраст, ветераны арт-рока очень наглядно показали, что у них есть еще порох в пороховницах - концерты вызвали бурю эмоций. В тот раз тяжелая артиллерия предстала в составе: Ian Anderson, Martin Barre, Andrew Gidinggs, Jonathan Noyse, Doane Perry. В общем, ничего нового по поводу нынешнего состава мы вам не скажем - гастроли 2005 года проходят все в той же славной компании.
Хотя первый раз - самый клевый, второе пришествие Иэна Андерсона и его команды будоражит умы общественности не меньше - в Москве народ уже в феврале начал активно запасаться билетами. Возможно, именно такой неприкрытый ажиотаж и сподвиг организаторов гастролей добавить еще один московский концерт (раньше речь шла о выступлении только 22 марта). Кстати говоря, с выбором зала в Москве не прогадали: ГЦКЗ «Россия» славится не только огромным залом, но и очень приличным концертным звуком.
По словам организатора гастролей, президента GreenWave Music Александра Чепарухина, на предстоящих концертах Jethro Tull исполнят все свои старые добрые хиты. А еще группа порадует фанов композициями с альбома Christmas Album («Рождественский альбом») - эта пластинка - относительный свежак, но уже успела завоевать популярность во всем мире. Ее даже назвали лучшей работой группы за последние 25 лет - а это много значит.
В общем, все последние события из жизни группы показывают, что ей удалось воплотить давнишнее пожелание Севы Новогородцева: «Сам Джетро Талл был агрономом 18 века, и, прощаясь с группой его имени, я хочу пожелать, чтоб ее рядковая сеялка продолжала бы сеять разумное, доброе, и, по возможности, вечное». Именно это и произошло: и по сей день Jethro Tull продолжает выпускать сильные альбомы и радовать своих фанов новыми выступлениями.
Итак, концерты прославленных британских арт-рокеров пройдут:
22 и 23 марта - в Москве, ГЦКЗ «Россия»,
24 марта - в Санкт-Петербурге, БКЗ «Октябрьский».
Читать эту статью на английском: Jethro Tull: there is life in the old dog yet!