Год Швейцарии в России оказался довольно любопытным для тех, кто интересуется миром гламурной и научной фотографии. Такие, казалось бы, полярные экспозиции двух швейцарских фотографов были представлены рядом друг с другом. Гламурный мир великолепных европейских балов, мир сказки, населенный элегантными дамами, одетыми в волнующие воображение открытые шелковые платья с глубокими вырезами; напряженные эмоциональные снимки, балансирующие на грани эротики и скуки, подъема и измождения, безумия и сна - таков проект Якоба Тюггенера «Бальные ночи».
Выставка «Бальные вечера» отражает одну из главных тем творчества Якоба Тюггенера. Помимо мира фабрик и рабочих, к которому художник не раз обращался (книга «Фабрика», 1943), и швейцарского деревенского быта, который он активно фотографировал еще во времена своей службы в швейцарской армии в период Второй мировой войны, именно великосветский мир бальных вечеров всю жизнь казался ему наиболее захватывающим объектом исследования. Это и новогодний бал в Сент-Морице, и бал Венской оперы и Бал Хризантем в Мюнхене. Они вдохновляли мастера на создание экспрессивных, субъективно переживаемых и поэтичных изображений.
Оставаясь, как правило, незамеченным знаменитыми посетителями этих вечеров, он успевал запечатлеть особенные подробности и мгновения, характерные выражения лиц и жесты, которые потом, во многом по законам кинематографии, выстраивались в многочисленные циклы картин или превращались в книги. Это были снимки напряженной эмоциональной жизни, балансирующей между эротикой и скукой, подъемом и измождением, безумием и сном.
«Мне кажется, что сегодняшний интерес к этой фотографии растет не только потому, что это определенная ностальгия, но и история историй 20-го века. Ведь это свидетельство определенного исторического этапа Европы, который для нас оказался совершенно неизвестным, потому что именно в это время мы были отрезаны железным занавесом», - поведала в эксклюзивном интервью Yoki . ru директор Московского Дома фотографии - Ольга Свиблова
Интересно, что каждая фотография – это совершенно монументальное полотно, на котором можно увидеть мужскую руку, положенную на талию леди, женское обнаженное плечо и другие пикантные подробности.
«Тюггенер не гламурный фотограф, но именно он закладывает фундамент этого феномена. С другой стороны, его работы говорят нам о тщетности гламурной жизни и достаточно тонкой критике этого феномена со всеми моментами истины, которые так или иначе случаются в этой жизни», - прокомментировала Ольга Свиблова.
Однако пока одна экспозиция манила своими таинственными персонажами светской тусовки, другая также ни в чем ей не уступала и привлекала посетителей не менее загадочными объектами и субъектами. Здесь были представлены фантастические снимки пейзажа почвы, непрерывно движущейся и меняющейся под влиянием эрозии, и метаморфозы льда под холодным светом лабораторной лампы, и влекущие и отталкивающие пейзажи истерзанного человеческого тела. Таково было внятное, страстное высказывание художника Ханса Данузера о современном ему мире.
Некоторые снимки с человеческими телами оказались сложны для восприятия, к тому же далеко не всем было приятно на это смотреть. Однако сам фотограф прокомментировал свои нестандартные снимки так:
«С 80-ых годов меня очень интересовали закрытые места, куда обычный человек не может попасть, но которые по-прежнему остаются актуальными и сегодня. О них все говорили, но никто не имел доступа, поэтому моей задумкой было именно показать это визуально, а не словами».
Оставаясь в рамах классической фотографической техники, художник расширяет ее возможности и границы, вырываясь из них и подчас разрушая их. Фотография, оставаясь искусством, становится инструментом научного исследования.
«Ханс Данузер работает с феноменом, который практически не кем из ныне живущих современных художников и фотографов не исследуется. В какой-то степени мы можем говорить, что у истоков его творчества стоял черный квадрат Малевича и поэтому результатом этой работы также явлен черный квадрат, но только в новом космосе, где движется философская мысль художника. Он исследует взаимоотношения живого и неживого», - заметила Ольга Свиблова.
В черно-белых фотографиях Данузера поражает тщательная цветовая проработка: основной цвет – серый, но сколько разнообразия в этом, сколько переходов от мягкого жемчужно-серого через глухой свинцовый к насыщенному графитно-черному.
«Вообще специфика швейцарского искусства – это тонкое философское исследование, удивительно нюансированное качество, которое мы видим как в работах Ханса Данузера, представляющего современное искусство в Швейцарии, так и у Якоба Тюггенера, где выявлена сама природа фотографии, а не просто черно-белый цвет. Здесь есть тончайшее отношение художника, а не просто социальный репортаж о такой захватывающей вещи, как бальные ночи самого элегантного периода истории 20-го века. Обе экспозиции показали, что фотография визуализирует то, что не видно обыденному взгляду», - заключила Ольга Свиблова.
Автор: Анастасия Кудинова
Читать эту статью на английском: Glamour and philosophy have been reunited at an exhibition of Swiss photos