Персональная выставка московского художника Михаила Тихонова открыла осенний сезон в галерее Елены Врублевской на Рождественском бульваре. Экспозицию под названием «ЛиниЯ» составляют около десяти неоднозначных работ: на холстах красного, черного и бежевого цвета, а также на стекле прорисованы «непонятные» линии.
Однако так может показаться только после первого поверхностного взгляда. При более тщательном рассмотрении заметно, что практически в каждой работе проскальзывают части женского тела, а иной раз очертание силуэта. Кажется, что это таинственная незнакомка «наследила» сразу во всех картинах, но при этом так и осталась неразгаданной.
По теме:
В галерее «Кино» проходит выставка художника Анатолия Зверева
«Памятники русского театрального авангарда: спектакль умер, а эскизы остались»
«Я сидел в мастерской и рисовал обнаженную модель. Вдруг у меня возникла идея, перенести ее образ на стекло и я это сделал. Что касается ее изображения на холстах трех цветов, то красный цвет мне просто очень нравится, черный – цвет смерти, а бежевый - цвет материи, песок же желтого цвета», - поделился своими размышлениями в эксклюзивном интервью Yoki.ru Михаил Тихонов.
Вместе с тем, на полотнах этого мастера виден постоянный всплеск эмоций. Временами линии ниспадают, а потом снова возвышаются, пропадают и возникают, словно то, что творится на полотне - кардиограмма сердца художника, который сам без помощи посторонних медицинских приборов поставил себе диагноз – влюбленность. Быть может, поэтому между прямой и кривой линией Тихонов делает выбор в пользу последней.
Кривая всегда представляла для Михаила Тихонова интерес, даже волновала, в то время как с прямой линией все было относительно понятно и предсказуемо. Кривая линия может проявляться самым неожиданным образом, и художнику, безусловно, удается зафиксировать такие проявления. Линия в его работах сама жизнь, суть предмета, очищенного от деталей, но не слепой его контур, а нерв, пронизывающий насквозь.
«Я ухожу от прямых линий, поскольку это черчение и мне оно не нравится. Я рисую так, как хочу. А до зрителей стараюсь донести то, что у меня в сердце», - признался художник.
Выпускник Московского Художественного института имени Сурикова, Михаил Тихонов начинал с реалистической живописи, но потом перешел к иной манере: языком живописи он пытался выразить воспоминания и мир подсознания. Это был период «стертой фигуративности», где главная роль чаще отводилась полю фона, на котором и развивалась неожиданная игра линий.
«Это «безобразие» я начал делать еще в 2000, пока оно не превратилось в «образие». Пока я не хочу создавать какие-то другие картины, поскольку, когда я учился в институте, я делал многое из того, что мне уже надоело», - констатировал художник.
В последних же работах Тихонова значение «фигуры» и «фона» сопоставимо. Линия буквально рассекает фон, вспарывая его ровную, безмятежную плоскость своей свободой и раскрепощенностью.
Для Тихонова крайне важно увидеть, почувствовать и передать среди многих линий одну, главную линию изображаемого. Она не может быть придумана, она «природна»- исходит от сердца и возвращается туда же.
«Главная линия - это, наверное, прямая, которая больше всего страдает и которую я больше всего не люблю, поэтому все остальные линии - они мои», - подвел итог Михаил Тихонов
Анастасия Кудинова
Читать эту статью на английском: Home "line", or the artist's heart cardiogram