В галерее Елены Врублевской открылась выставка фотографа Ананта Даса. Выставка пройдет в рамках параллельной программы Второй Московской биеннале современного искусства. Проект, получивший название «Я Индус» исследует национальный характер на примере отдельно взятой индийской семьи.
С 1989 г. по 2006 г Ананта Даса вел наблюдение за семьей Шьма Лала (Индия, г. Вриндаван). Однако на снимках не только люди, связанные кровными узами. Даса показывает и тех, кто окружает эту семью: ближних и дальних родственников, соседей, друзей, домашних животных.
По теме:
Главная «ЛиниЯ», или кардиограмма сердца художника
Неординарные художники предпочитают фломастеры
Результат исследования семьи, проводимого Ананта Даса уже в течение 16-ти лет, совсем не похож на семейный фотоальбом с зафиксированными знаковыми для людей событиями (рождение, взросление и так далее). Напротив, автор совсем убирает перспективу времени. Кажется, что выхваченные моменты происходили когда-то очень давно, а может быть, еще только произойдут в будущем.
«Хотелось бы сразу сказать, что сегодняшняя экспозиция не проект. Я просто жил фиксировал собственную жизнь в Индии. Можно сказать, что это мои наблюдения, поскольку я не отрываю свою жизнь от творчества. Все снимки сделаны мною, но собиранием воедино этих работ занималась владелица галереи. Я очень много отснял пленки, потому что все люди в Индии очень красивые. А если верить предсказаниям, то в прошлой жизни я вообще был индусом»,- рассказал в эксклюзивном интервью Yoki.ru Ананта Даса.
Работы Ананта действительно нельзя назвать взглядом европейского человека на Индию. Фотограф не воспринимается людьми, изображенными на фото как нечто чужеродное, его присутствие незаметно. Даса полностью погружен в среду, он есть часть этой среды, это одно из необходимых условий его исследования. Ни одна из работ, по сути, не является постановочной, люди на них практически не улыбаются, как на обычных туристических фото из Индии. Создается впечатление, что эти снимки могли быть сделаны в любой другой стране мира, неизменным остался бы только взгляд автора.
Даса называет свой труд исследованием. Черно-белое исполнение, научный подход придают выставке элемент документальности. Но это лишь первое впечатление. Отсутствие временного, географического и этнографического контекстов дает необыкновенную глубину работам Даса. К этому добавляется присущая ему своеобразная монументальность, игра с планами, неожиданные композиционные решения. Ананта Даса мастерски удается трансформировать документальное фото в художественное.
«Мои фотографии черно-белые, поскольку у меня старая камера. Нет ничего лучше, чем просто зарядить пленку. А еще при создании фотографий мне помогает ретушер. После проявления пленки, на бумаге оказываются точки, которые потом надо убирать. Поэтому процесс получается коллективным, и я бы даже сказал, что в нем есть некое таинство. Тем более, мало кто сейчас знает эту технику. Ведь самое ценное, что во всем этом процессе ты прикладываешь руки»,- поделился своим мнением Даса.
Также в зале помимо картин показывали индийский фильм. Однако сам Даса заявил, что фильм не имеет никакого отношения к его выставке. «Он просто имеет отношение к тому миру Индии, ведь эти ностальгические фильмы, о чистой любви и страданиях.
После этого показа публике был представлен беззвучный короткометражный фильм, смонтированный самим Анантой. Несколько минут все собравшиеся пребывали в безмолвии, чтобы посмотреть и понять жизнь жителей Индии, стремящихся кто куда. Порой они были сняты так близко и реалистично, что, казалось, находятся где-то совсем рядом.
«Все это снималось девять часов, после чего я месяц лежал с больной спиной. Миллионы людей буквально кидались на меня, но никто даже не прикоснулся. И это было таинство. Ведь каждый шаг в жизни – это явление сакральное. И я решил показать этот фильм, поскольку задача выставки в том, чтобы люди обратили внимание на себя, но у каждого есть свой выбор. И мне кажется, что энергия этого места и этого события чуточку попала в ваши сердца и даст свой положительный результат», - поведал Ананта Даса.
Анастасия Кудинова
Читать эту статью на английском: "I am Hindu": an unusual look at everyday life photographer Ananta Dasa