Центре современного искусства «Винзавод» Марка:ff и Stella Artois открывают зимний музей, программа которого в этом сезоне полностью посвящена видеоарту. C декабря по апрель будет показан культовый фильм Вернера Райнера Фасбиндера «Берлин. Александерплац», «Выставка титров» Института современного искусства KW (Германия), а также кураторский проект Вардит Гросс «Затишье перед бурей» - собрание лучшего израильского видеоарта.
Зимний музей Марки:ff - логическое продолжение истории сезонного выставочного пространства: с мая по октябрь этого года в Столешниковом переулке летний музей собирал тысячи поклонников фотографии. Зимой центр притяжения перемещается на «Винзавод», в Большом винохранилище которого будет показан видеоарт.
Несмотря на почти полувековую историю, он до сих пор считается «новым искусством»: появившись в начале 60-х в качестве оппозиции массовой TV-культуре, уже через 20 лет он стал всеобъемлющим и важнейшим из искусств.
Из тесных коридоров альтернативных арт-площадок этот жанр перебрался в просторные залы главных музеев мира и даже в центр Манхэттена - на гигантские экраны Таймс-сквер.
Так, работы некогда одиноких энтузиастов, а сегодня известнейших видеохудожников Нам Джун Пайка, Билла Виолы, Йозефа Бойса и Марины Абрамович стали мировой классикой. В Москве выставки видеоарта - явление не столь частое. Чтобы сделать интерес к жанру постоянным и массовым, нужен отдельный музей, в котором будут представлены только лучшие образцы мирового видеоарта.
Таким проектом станет зимний музей Марки:ff - каждый год с началом сезона и до поздней весны сюда будут приезжать работы известных видеохудожников, режиссеров и аниматоров со всего мира, доказывая, что видеоарт может быть красивым, понятным и даже смешным, а его история - увлекательной и актуальной.
В начале 2009-го Марка:ff показала выставочный блокбастер - «живые портреты» звезд 60-х авторства Энди Уорхола: Эди Сэджвик, Роберта Индианы, Денниса Хоппера, Сьюзан Зонтаг, Джеймса Розенквиста, Джейн Хольцер - «кинопробы» и немые фильмы Уорхола собирали толпы любопытных в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре.
Первый сезон зимнего музея Марки:ff откроет мультимедийная выставка «Фасбиндер: Берлин. Александерплац».
В Институте современного искусства KW главную работу лидера нового немецкого кино, писателя, сценариста, режиссера и актера Райнера Вернера Фасбиндера изучили в контексте видеоарта - так знаменитый эпос «Берлин. Александерплац» приобрел музейный формат и занял особое место в истории современного искусства.
Фасбиндер умел заставить аудиторию смотреть на то, к чему зритель не привык или что не стал бы смотреть, будь оно снято иначе.
В своей главной работе он объединил визуальный ряд и повествование в сложный коллаж, еще в начале 80-х предвосхитив многие художественные приемы современного кино. Так, у Фасбиндера сверкание размытых фонарей на углу Александерплац, где потерянный Франц Биберкопф торгует фашистскими газетами, рассказывает о теме власти, подчинения и манипуляции не менее красноречиво, чем закадровый текст и сюжетная линия.
Роман Альфреда Дёблина «Берлин. Александерплац» Фасбиндер прочел в пятнадцать лет, а перечитывая много лет спустя, с удивлением признавался, что бессознательно цитировал его в собственных фильмах, находил в берлинском безработном под номером 673 583 себя, жертву и палача, а в атмосфере депрессивных 20-х свою многоликую страну, жестокую и виноватую перед целым миром.
Экранизация «Берлин. Александерплац» в 15-часовом эпосе о равнодушии и презрении, зарождающемся фашизме и бессилии человека заняла у Фасбиндера год и в 1980-м вернула в круг широкого читателя одноименный роман Дёблина, а почти через 30 лет, в 2007-м, сериал, воспроизведенный на 35-миллиметровой пленке, стал хитом 57-го Берлинского международного кинофестиваля и «главным кинособытием года» по оценке одной из ведущих газет Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung. закономерным продолжением такого успеха в апреле 2007 стала выставка в Нью-Йоркском Музее современного искусства (Museum of Modern Art/MOMA).
Мечта Фасбиндера - зритель, который посвятит 15 часов своей жизни непрерывному просмотру «Берлин. Александерплац». На такой показ не решался ни один из телеканалов. В зимнем музее Марки:ff знаменитый сериал можно будет посмотреть весь и сразу, или по частям - в пространстве экспозиции каждый закольцованный эпизод будет демонстрироваться независимо.
«Бегство в действительность», говоря словами пионера медиаискусства Вольфа Фостеля, на выставке «Фасбиндер: Берлин. Александерплац» можно совершить до 14 февраля 2010 года, со вторника по воскресенье, с 12.00 до 20.00. Выходные: 31 декабря и 1 января.
Читать эту статью на английском: Winter Museum of Brands: ff on the "Winery"