Афиша

«Памятники русского театрального авангарда: спектакль умер, а эскизы остались»

Благодаря энтузиазму галереи «Элизиум» московские зрители впервые увидели выставку «Памятники русского театрального авангарда. 1910-1930». В области русского изобразительного искусства начала XX века галерея работает уже 8 лет, и ее проекты были некоммерческими.

Обычно выставки проходят 2 раза в год, где можно увидеть творчество одного художника или целых объединений. По словам директора выставки, Марии Молчановой, «галерея занимается русским искусством от начала 20-ого века до 50-х годов».

За последние несколько десятилетий интерес к русскому, а в частности к театральному авангарду вызвал целую череду тематических театральных выставок за рубежом. Однако в России выставка, создающая театральную панораму 1910-1930 годов, была представлена впервые.

«В некотором роде наш сегодняшний проект занимается просветительской деятельностью. Он показывает какую-то часть театральных работ, связанную с авангардом 10-х-30-х годов»,- отметила директор галереи.

Занимательно, что эта выставка создавалась в сотрудничестве с несколькими музеями. Ценнейшие экспонаты были предоставлены Государственным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, музеем Государственного Академического Большого театра России и Государственным музеем В.В.Маяковского. Любопытно, что многие работы из частных коллекций, демонстрировались первый раз. Здесь были представлены работы таких художников, которые были экспонированы только на частных выставках. Так, можно было увидеть творчество художника Мюллера.

Интерес к авангарду, занимающий в искусстве совершенно особое место, не только в России, но и во всем мире чрезвычайный. Многие вещи музея им. Бахрушина постоянно выезжают на выставки в Испанию, Италию и другие страны Европы.

«Нам очень хочется, чтобы как можно большее количество людей увидело эти потрясающие работы и почувствовали ту атмосферу авангарда, праздника, театра того времени»,- сообщила директор выставки.

В зале галереи было представлено более 120 оригинальных произведений 47 художников, которые участвовали в театральном процессе. Их творчество было представлено эскизами декораций и костюмов, а также некоторыми макетами. Здесь можно было увидеть работы В.Татлина, Н. Гончарова, К. Малевича и многих других.

По словам автора выставки, Юрия Лоева, цель экспозиции - рассказать о том, как все происходило в искусстве театра в эти годы. «Основная задача художников того периода – разорвать преграду между сценической коробкой и зрительным залом», - сообщил Лоев.

Не случайно в названии экспозиции присутствовало слово «авангард». В середине выставочного зала стоял стол, символизирующий сценическую площадку. По его углам были расположены манекены, на которых можно было увидеть реконструкцию костюмов спектакля Татлина «Зангези». По замыслу художественного руководителя выставки, они олицетворяли актеров тетра. И, наконец, вокруг всей конструкции были зрители – те, кто посетил выставку.

Однако этой изюминкой фантазия организаторов выставки не ограничилась. Зал был декорирован афишной тумбой, в центре которой находился телевизор. Здесь посетителям выставки был представлен фильм-реконструкция спектакля «Победа над солнцем». Это постановка, показанная лишь несколько раз, стала легендой мирового театра. В 1970-80-ые годы он был даже реконструирован по сохранившемся эскизам Малевича.

«Можно сказать, что театр продолжается. Спектакль умер, а эскизы остались. И сегодня они приобрели другую эстетическую ценность. Экспонаты, которые рассказывают нам о том, что происходило в театральной жизни этих далеких времен. Это как тень, которая неотделима от источника», - подчеркнул автор выставки.

Интересно, что в августе этого года будет 250 лет со дня основания первого профессионального театра в России. Эту дату пока отмечать рано, но своей выставкой организаторы «Элизиума» немного приблизили театральный праздник.

Анастасия Кудинова