Афиша

«Дни Истории»: очарование эпохи ретро

Среди участников выставки – представители ретро-клубов, таких, как историко-технический клуб «Столичная артель», «Механик» и т. д. Некоторые автомобили едут издалека – в празднике примут участие машины тульского клуба «Ретро-стиль». Люди, одетые в соответствии с эпохой их авто, «ретро-улица» со светофором, каких уже давно нет в Москве, старая, но не забытая музыка… Костюмы отдельных участников праздника являются полноценными экспонатами выставки – это часть коллекции Юлии Вдовиной: художника, коллекционера антиквариата, в том числе предметов дамской одежды и аксессуаров.

Главным событием праздника станет открытие выставки «Век такси», посвященной 100-летию московского такси. 100 лет назад, в сентябре 1907 года газета «Голос Москвы» напечатала заметку о том, что «в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шоффер привесил к своему небольшому «Олдсмобилю» плакат: "Извозчик. Такса по соглашению". Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков».

Кстати, возможно, вам будет интересно узнать, что первым такси в мире стало не московское, но штутгартское такси, появившееся на улицах города в далеком 1896 году. Что же касается слова «такси», то оно пришло к нам из французского языка: «taxi» - автомобиль, используемый для перевозки пассажиров и грузов с оплатой проезда по таксометру. В Париже первый автомобиль-такси появился в 1899 году, в Лондоне - в 1903, в Праге – одновременно с Москвой - в 1907.

К концу 1911 года в Москве было уже 109 таксомоторов, а в Санкт-Петербурге и того больше: 296. Но обеим столицам трудно было угнаться за Лондоном, в котором к 1912 году насчитывалось около 8 000 такси!

Во времена СССР такси вернулись в Москву 21 июня 1925 года, причем сначала москвичей и гостей столицы возили на зарубежных "Рено" и "Фиатах". Только в 1932 появились отечественные машины-такси ГАЗ-А, а 1936 - М-1. В 1930 году в Москве работало 2 таксомоторных парка, а общее число автомобилей достигало двух сотен.

Но вернемся к машинам, представленным на выставке. Автомобили и материалы экспозиции - из личного собрания Виталия Васильевича Клюева, 40 лет проработавшего в московском такси, от шофера до директора таксомоторного парка. На выставке можно будет увидеть самые разные автомобили такси, в числе которых М-20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗиМ», ЗИС-110 и, конечно, «Волги» разных эпох; фотографии, многие из которых уникальны; редкие документы; детали униформы и отличительные знаки таксистов и диспетчеров такси; «счётчики»-таксометры и всем знакомые желтые «гребешки» с шашечками…

Торжественное открытие выставки состоится 1 сентября в 13.00.

Наталья Филиппович