Шесть лет работал Парвез Шарма (Parvez Sharma) над своим документальным фильмом “A Jihad for Love” («Джихад любви»). Мусульманин-гомосексуалист из Индии делал съемки на 9 языках в 12 странах, в том числе в Египте, Иране, Турции и Пакистане. В тех странах, где проблемы сексуальных меньшинств относятся к запретной теме. Представители власти не охотно давали разрешение на проведение съемок, и хитромудрый Шарма не брезговал подлогом, чтобы раздобыть материал для своего кино.
Теперь плоды его трудов продемонстрировали на проходящем Берлинском кинофестивале. На то у хозяев имелось, по крайней мере, две причины. Мусульманин и гей в одном флаконе. История жизни Парвеза – наглядная картина отношения общества к таким как он. В 2000 году Шарма переехал из Индии в США. Вскоре после событий 11 сентября 2001 года ему прозрачно намекнули, что его присутствие в «самой свободной стране» нежелательно. Политкорректного дядю Сэма покоробила исламская вера Шармы. «Как мусульманин я неожиданно почувствовал себя лузером», - признался Парвез.
Индиец полагает, что негативные сообщения об исламе, распространяемые западными СМИ в связи с терактом 11 сентября, сильно его разочаровывают. Это и послужило причиной того, что он начал свой киношный «джихад». При этом автор не устает повторять, мол, европейцы и американцы не понимают истинного значения этого слова. Джихад ими воспринимается, прежде всего, как «священная война», но Коран трактует это понятие намного шире – это битва с самим собой, внутренняя борьба со своими нечестивыми помыслами.
На примере своих героев Шарма тщится доказать, что и правоверный мусульманин имеет право на осуждаемый его религией образ жизни. Вызвать сочувствие к геям и лесбиянкам можно несколькими нехитрыми приемами. Во-первых, милосердие к гонимым и обиженным. Во-вторых, показав все миролюбие и толерантность сексменьшинств из числа мусульман.
«Было бы легко просто снять ленту с критикой ислама. Однако мне предстояла тяжелая работа с моими героями, чтобы быть уверенным – они передали всю красоту веры, которая очень важна для них, - а потом все достоверно задокументировать», - говорит Шарма. «Со всех точек зрения является фактом, что я сам мусульманин, что дает мне возможность снять фильм с исламских позиций».
В минувшем году картину с успехом показали на целом ряде кинофестивалей в Канаде, Бразилии, Мексике, в Южной Африке и Великобритании. Несмотря на ожесточенную критику и не только со стороны мусульман, Шарма полон надежд. «Мы хотим приступить к диалогу между мусульманами, который будет способствовать переменам. Я приду с этим фильмом в мечети, туда, где он особенно нужен. Если эта картина сможет отвлечь молодого человека в Тегеране или юную деву в Каире, которые чувствуют себя одинокими и непонятыми, от самоубийства; если я дам им надежду, что их сексуальность совместима с их верой; если эта лента поможет изменить мир к лучшему – я добьюсь того, чего хотел», - поясняет автор фильма «Джихад любви».
Сегодня состоится премьера документальной ленты немецкого режиссера Йохана Хика «Восток/Запад: секс и политика» про борьбу российских гей-активистов за свои права. В картине, в частности, рассказывается история того, как сексменьшинства добивались проведения в Москве гей-парада, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на организатора неудавшейся акции Николая Алексеева.
На протяжении более чем двух лет Хик и его коллеги регулярно приезжали в Россию. Режиссер снимал события обоих несанкционированных московских гей-прайдов весной 2006 и 2007 годов, акцию протеста против столичного градоначальника Юрия Лужкова во время встречи мэров в Лондоне, посещение российскими гей-активистами Европарламента. Отмечается, что этот документальный фильм является одним из претендентов на получение премии «Тедди» за лучший фильм по тематике сексменьшинств.
Александр Зотов
Читать эту статью на английском: The Berlin festival hosted Jihad