Кино

В постели с врагом - "Реванш" по-австрийски

Что общего может быть у австрийского уголовника, украинской проститутки, деревенского полицейского и продавщицы из супермаркета? Режиссер Гётс Шпильманн утверждает, что много чего. Например, история с ограблением, убийством, изменой и местью. Фабулу, из которой Гай Ричи запросто слепил бы криминальную комедию, австриец превратил в социально-философскую драму.

Парень по имени Алекс работает водителем в венском борделе, любит украинскую проститутку Тамару и собирается ограбить банк, чтобы сбежать с ней в Испанию. Кроме того, он имеет одну отсидку, деда в деревне (в той же, что и банк, который он собирается ограбить) и джентльменский набор грабителя в виде пистолета и маски.

Украинская девушка по имени Тамара работает проституткой в венском борделе, терпит унижения от босса, перед сном поет себе колыбельную из «Спокойной ночи, малыши» и ради лучшей жизни решается пойти со своим парнем Алексом на ограбление банка.

Другой парень - по имени Роберт - работает деревенским полицейским, любит свою жену и хочет иметь детей. После выкидыша, который случился у его супруги, его жена не может забеременеть. Кроме того, он не очень метко стреляет и, оказавшись свидетелем ограбления банка, совершенно случайно убивает сообщницу грабителя.

Жена полицейского Сусанна работает продавщицей в супермаркете, очень переживает за своего непутевого мужа и, чтобы осчастливить его ребенком, решается пойти на измену.

Совершенно случайно выходит так, что единственным особью мужского пола, подходящей на роль суррогатного отца, в деревне оказывается внук ее престарелого соседа, который только и делает, что с утра до ночи рубит дрова, скорбит по убитой подруге и мечтает отомстить убийце.

Старик Хауснер между тем, как и полагается деревенскому деду, сидит на завалинке с гармошкой, раз в день выдает по житейской мудрости («Все, кто уезжают в город, либо задирают нос, либо становятся подлецами», «Если хорошо рубишь дрова, будешь иметь успех у женщин») и понятия не имеет, какие страсти творятся у него под носом.

Попади эта история в руки какого-нибудь Гая Ричи, он слепил бы из нее криминальную комедию в духе «Рок-н-рольщика» с гэгами и черным юмором. Однако австрийский режиссер Гётс Шпильманн поступил иначе: превратил им же самим придуманную фабулу в артхаусную драму с социально-философским подтекстом. Его фильм «Реванш» выходит на российские экраны 17 декабря.

Лента уже собрала полтора десятка призов на всевозможных фестивалях, в том числе три награды Берлинале, премию ФИПРЕССИ за лучший иностранный фильм на МКФ в Палм-Спрингс и гран-при трех австрийских кинофестивалей. Став лучшей картиной Австрии 2008 года, «Реванш» получил номинацию на «Оскар», но уступил награду японской картине «Расставания».

Особенно по душе кинокритикам пришлась проститутка Тамара в исполнении Ирины Потапенко. Игра молодой актрисы была отмечена призами двух европейских фестивалей.

Девушка действительно имеет украинские корни. Она родилась в Крыму, но в 1994 году в возрасте восьми лет вместе с родителями переехала в Берлин. Ирина никогда не училась актерской игре, однако с детства играла в театре, а в Берлине продолжила театральную карьеру, участвуя в постановках режиссера Франка Кастрофа.

В 2006 году Кастроф же снял девушку в своей экранизации «Идиота» в роли Аделаиды Епанчиной. Вторым заметным появлением Потапенко на экране до «Реванша» стал фильм «Принцесса» режиссера Бригит Гросскопф.

По словам Ирины, исполняя роль проститутки в «Реванше», она почти не играла, а лишь выставляла на показ саму себя, занималась эксгибиоционизмом. При этом «разводить мужчин на секс и ходить ночами на 20-сантиметровых каблуках» ей до съемок фильма не приходилось. В жизни же актриса хотела бы уметь делать совсем другие вещи, например, развеивать человеческие страхи и летать.