Кино

Всё о подростковой беременности в фильме «Джуно»

На первый взгляд обычное низко бюджетное подростковое кино, на второй – кино, напоминающее «Красоту по-американски» своим видом на жизнь одноэтажной Америки. На самом деле, эта кино-новинка - еще одна из миллиона попыток Голливуда снять фильм в стиле « true-to-life »: отбросить мишуру и показать всё стоящее. Сюжет, мысль, идея должны взорвать разум каждого, но вместо этого вызывают улыбку, заставляют сопереживать, казалось бы, совершенно не думающей головой девочке. Американцы называют «Джуно» безответственным, индивидуальным, реалистичным, потрясным кино, почти шедевром, и номинируют сразу на 4 премии «Оскар» (фильм является вторым по количеству номинаций). Для многих иностранных киноманов эта картина о ранней, безответственной беременности перевернет истину: Оскар станет всего-навсего оловянным солдатиком, Джуно – Человеком и Фильмом.

Я хватаюсь за голову во время просмотра, понимая: нам подсунули очередную пропаганду, после которой ранние мамаши побегут не аборты делать, а рожать. Рожать и раздавать своих детей посторонним людям. Как у них там, в Америке, всё интересно устроено.

Проблема низкой рождаемости в США стоит довольно долго и очень даже остро. Вызвано это, в первую очередь, образом жизни, который для себя выбирают тамошние мадмуазели: пока не будет карьеры — о детях ни мысли. А когда карьеристки снисходят до продолжения рода, поезд уже может уехать. Фертильный возраст не такой уж и продолжительный при нынешних раскладах, знаете ли. Отсюда и растут пачки детей, которые поставляют в страны другого мира. Режиссер Джейсон Рейтман в общем-то озабочен этой проблемой: газеты пестрят объявлениями, за которые заплатили люди, готовые купить новорожденного, за ними выстраиваются очереди.

Такая ситуация с воспроизводством населения говорит нам ни о чем другом, как о кризисе института семьи. Функции и её предназначение становятся невероятно размытыми, она теряет свою силу, что влечет за собой чудовищные последствия. Отсюда и появляются такие вот «Джуно», у которых может не быть и главного человека в жизни: любящей матери. Про то, как девочка была воспитана, в фильме сказано очень мало, зато виден конечный продукт такого взращивания детей. Идущая за тестом на беременность, держащая в руке канистру с апельсиновым соком, на вид как беспризорница, совсем маленькая, гипертрофированная школьница. Тем самым режиссер еще раз подчеркивает тенденцию, что не дает спать спокойно миллионам мужчин: «Женщины начинают рулить миром».

Смешно, но кажется, что большинство женщин в «Джуно» под юбкой прячут, простите, яйца. Они решают все за своих слабеньких и хилых мужчин: будь то партнер Джуно или вялый, но безумно обаятельный будущий приемный отец ее ребенка. Сказано всё это в честь перемен в обществе, которые мы с Вами можем наблюдать, что называется, real time . Что такое социальный пол? Это не просто вид растительности в трусах, это образцы поведения в обществе. Все меняется, кому-то эти перемены нужны.

Возможно ли все это повернуть вспять? Нельзя сказать. Это кино лишь разрезает социум, обнажает его новую сущность. И всего лишь на фоне истории о заблудившейся душе, которая идеально отображена в образе Джуно, представленном Эллен Пейдж. Режиссер и актриса дают посмотреть на него как на уроке анатомии. «Зачем стремительно так жить», - спросим мы у Джуно. «Не я такая, жизнь такая», — услышим в ответ. Хотя в то же время видны миллионы сожалений о том, что прелести нежного возраста пропадают. На их место заступает ответственность за свои утехи. И становится так искренне жаль Джуно, которая, на самом деле, «накосячила» и со временем захочет добра своему будущему ребенку.

«Джуно» — на первый взгляд, фильм действительно чрезвычайно миниатюрный. Но если покопаться в нем, "повертеть" во всех ракурсах, всмотреться, то сойдешь с ума от объема скрытых конфликтов. Все они нанизаны на нить сюжета так уютно и аккуратно, что рискуешь их не раскусить. Это кино об одной девочке и обо всех нас с Вами одновременно. Социальное, в общем.

Анна Павлова