Кино

"Спайдервик: Хроники" - однообразные сказки, наверное, тоже нужны

Сюжет «Спайдервик: Хроники» сосредоточен вокруг матери и ее трех детей, которые переезжают из Нью-Йорка в старый, дряхлый дом их тётушки. Один из детей, Джаред, обнаруживает в доме скрытую комнату, где он находит книгу, написанную предыдущим обладателем жилища, их прадедом — Артуром Спайдервиком. На книге висит предупреждение, мол, не открывай, убьет. Но любопытный Джаред, не послушавшись предостережения и поддавшись законам кинопроизводства, открывает её, чем навлекает на себя и на свою семью беду в лице гремлинов с их предводителем — огромным Мулгаратом, который пойдёт на все, чтобы заграбастать книгу себе.

«Какого черта я пойду на очередной детский штамп?» - спросите вы. И тут всё, что останется ответить – «А не ходите». Уговаривать зрителя пойти на то, что он уже видел, и не раз, - пустое дело, подвластное разве что Голливуду. Как гласит неписанная мудрость, если много есть сладкого, вскоре от него будет тошнить. Аналогично – со сказочным миром уже перебор, запомните уже, что в шкафах нет городов, в вашем доме – домовых, а орлы не разговаривают и книг не читают.

Что можно было ожидать от «Спайдервика»? На первый взгляд, ничего, так как синопсис обещал очередную историю, как Гарри Поттер хватает золотой компас и отправляется искать Хроники Нарнии. Подобные фильмы о вечной борьбе добра и зла лились и лились, словно из рога изобилия, и образовали свое огромное море, в которое с головой окунается все больше зрителей. Что студия «Парамаунт» нам представила на этот раз? Конечно же, экранизацию очередной книжной серии, что также стало актуально в современном кинематографе.

Данная история написана для детей, рассчитанная на их открытое восприятие всего нового. Под огромным количеством спецэффектов (бюджет фильма составляет 90 млн. долларов) авторы пытаются, донести до юных зрителей совсем недетские аллегории и смыслы: защитный круг вокруг дома, символизирующий безопасность крепкой семьи, который могут разрушить злые силы, если его не оберегать и не поддерживать дружные отношения.

Фильм не стал вершиной творчества студии «Парамаунт», но назвать его падением и позором также нельзя. «Спайдервик: Хроники» — кино отнюдь не бедное, здесь есть, на что посмотреть. На мой взгляд, секрет успеха — хорошо продуманный сценарий. Джон Сэйлз сумел противостоять банальным сюжетным поворотам и шаблонам. Здесь все на своем месте, так, как и должно быть. Кино не кишит ненужными сценами, время искусственно не растянуто на обязательных два часа, а в эффектной, красивой концовке ставится жирная точка без каких-либо обещаний типа «Ждите золотого продолжения!». Коммерция на этот раз не выбрала создателя и не продиктовала ему свои правила. Здесь понятия «искусство» и «коммерция» удачно сочетаются. Это радует.

Что касается компьютерных созданий, то их стильная внешность и эксцентричные характеры добавляют в фильм свежести, юмора и иронии. Домашний эльф Тимблтак нереален, он просто запрограммирован стать другом любого ребенка. Но и злобные чудища не так уж и страшны, несмотря на то, что хотят заполучить страницы волшебной книги Спайдервика.

Итак, на вашем блюде – красивая сказочка-спецэффект со стандартным для такого жанра сценарием. Я помотрела один раз, больше не хочу, но дети должны увидеть «Спайдервик: Хроники» минимум 2 раза, дабы укрепить свои познания о добре и зле в нашем грешном мире. Эльфов не бывает.

Анна Павлова