Премьерный показ фильма режиссера Александра Велединского «Живой» прошел с вполне ожидаемым аншлагом. Кинотеатр «Пушкинский» был забит битком, невзирая на будний день-вторник и весьма недешевые билеты. Перед началом просмотра Велединский представил зрителям всех актеров и несколько десятков участников съемочной группы встреченных аплодисментами зала - как неким авансом за еще не увиденный фильм.
Он принес свои извинения за то, что в премьерном варианте фильма содержится ненормативная лексика и клятвенно пообещал, что в прокатном варианте эти слова будут изменены. Чем несказанно порадовал как ревнителей благопристойности, спокойных за нравственность сограждан, так и любителей ненорматива, устроившихся в креслах поудобней в предвкушении погружения в самые, что ни на есть глубины «великого и могучего».
В общем, ожидания от фильма не оказались обманутыми. Это я уже не про ненорматив, которого оказалось не так уж много и надо сказать, вполне к месту. Прошу простить меня ревнителей нравственности, но мне, как человеку неплохо себе представляющему реалии боевых действий – трудно представить, чтобы попавшие в серьезную передрягу парни из разведгруппы вежливо спрашивали штаб - не изволят ли их прикрыть или эвакуировать? В таких ситуациях диалоги ведутся более чем энергично и исключительно выразительными словами. С этой точки зрения батальные сцены фильма выглядят вполне убедительно и реалистично.
Хотя, фильм не о войне и даже не о психологии поствоенного синдрома. Фильм о балансировании на грани жизни и смерти, а точнее - о сорокадневных мытарствах душ погибших солдат. О вечных вопросах жизни и смерти, любви и предательства. К моей большой радости, против всех ожиданий режиссер отнюдь не скатился в детальное описание «изнанки» войны и фронтовой жизни чем грешит небезызвестная «9 рота».
Все подобные эпизоды показаны в сдержанном, несколько отстраненном ключе –ч то только повышает степень доверия. Некие, на мой взгляд, достаточно узнаваемые цитаты из «Брата-2» вполне уместны и логично легли в тело повествование. Работа братского дуэта Чадовых производит настолько хорошее впечатление, что в некоторые моменты так и подмывало крикнуть в зрительский зал «Верю!».
И это не только мое мнение, поскольку на афтепати в клубе «Алекс Алко Холл» многие подходили к братьям и отдавали должное убедительности созданных ими образов.
Пересказывать содержание фильма вряд ли необходимо, замечу одно – картина, безусловно удалась и скорее всего станет заметным явлением в современном российском кинематографе…
Николай Невский.
Читать эту статью на английском: "Alive": on the brink of life and death