Музыка

«Кафтан Смеха»: искусство бреда

Я ничего не поняла, но я не слишком пожалела. «Кафтан смеха» - это бред. Искусство бреда, если хотите.

Читайте также:

Воссоединения звездных составов: последние новости

MTV раздал черно-белых матрешек (фото)

Российская певица покорила Лондон. Но на родине о ней не знают

Серия вечеринок в «Black October» подошла к концу

«Я, действительно, много раз пытался давать жанру, в котором работает «Кафтан Смеха», какие-то определения, сравнивал с чем-то, проводил параллели. Но каждый концерт "Кафтана" отличается от другого, поэтому зачастую невозможно прогнозировать, что произойдет на следующем. Поэтому наиболее разумным средством в этой ситуации является все-таки демонстрация видеозаписи, после которой уже становится более понятным предмет обсуждения», - отвечает директор «Кафтана» Андрей Якушев. Говоря субъективно, жанр, в котором ребята работают, все-таки можно попытаться определить. Как арт-рок, например. Ну, это только субъективно. А вообще они играют, поют и танцуют. Их выступления – выгодная совместная подача звукового и визуального ангажемента. Не стоит забывать и про светомузыку, которая действительно впечатляет.

Одни ползающие по креслам зрительного зала девушки, обмотанные лампочками, оставят неизгладимое воспоминание.

Еще они показывают фильмы. Довольно психоделичный видеоряд сопровождает практически все выступление. На последнем концерте в ЦДХ, к примеру, была еще и анимация. Мультики, транслирующиеся на заднем плане, заслуживали внимания не меньше, чем само выступление «кафтана». По сути, «Кафтан Смеха» - это музыкальный театр. В их выступлениях есть то, что этому самому музыкальному театру нужно – песни, пляски, декорации, музыка и всякое такое.

Много пишут о «мрачном подтексте» программы выступлений, но Анатолий Рясов, автор текстов и голос «кафтана», говорит что «это не мрачность, а катарсис». На субъективный взгляд автора же, это не мрачность, это нечто вроде ночного фантазма. А фантазм он не марчный и не веселый. Фантазм он фантазм.

Публика концерты «Кафтана смеха» посещает самая разнообразная. Тут и разношерстная молодежь и пожилые люди интеллигентной наружности и девушки в воскресных платьях, да кого тут только нет. Говорят, что «кафтан смеха» это, мол, сложно и не каждый выдержит. Но нет. Их творчество не сложно, оно скорее специфично.

История у группы занятная, о ней довольно полно рассказал Анатолий Рясов в интервью Rolling Stone: «Группа появилась в 2003 году. Мы решили, что не станем ограничивать себя в средствах выражения образов и эмоций, поэтому уже на стадии оформления концертной программы были использованы видеоарт, анимация и хореография. Кроме того, я заинтересовался театральными теориями Антонена Арто и Сэмюэля Беккета, влияние которых способствовало движению «Кафтана Смеха» в сторону исследования архетипических образов и области бессознательного. Все это мы хотели подать в форме абсурдистской рок-оперы, сочетающей самые разные музыкальные стили. Но при этом нам хотелось осуществить это на русском языке – на языке Достоевского, Платонова, Башлачева. Рок-оперу мы назвали «Расслоение», с 2005 года начали демонстрировать эту постановку вживую, а сейчас занимаемся записью. А вообще символ нашей группы - это полоумный шут, который, дурачась, повествует о безумии и смерти. Жизнь как рассказ слабоумного. Потом этот известный образ стал расширяться, к нему стали "приращиваться" амбивалентные символы карнавала и вообще все, что связано с подменой смысла, переворотом явлений с ног на голову»

Выступления их нередки, довольно часто проводятся сольные концерты. Иногда «кафтанщики» выходят на одну сцену с другими музыкантами. Их приглашают на разные фестивали. Их хотят слышать. Они яркие, необычные и, пожалуй, нужны людям.

«Кафтан Смеха» играл в ЦДХ 10 октября, неплохо играл. Выходили кланяться на бис и получали букеты в подарок. Как в настоящем театре.

Саша Мерцалова