Музыка

Как организовать концерт и обойтись без потерь

Для того чтобы как можно шире охватить эту проблему, мы обратились к нескольким музыкантам – профессионалам и любителям – с одним и тем же вопросом: приходилось ли им при устроении и проведении концертов попадать в какие-либо малоприятные ситуации и что, с их точки зрения, можно было бы сделать дабы избежать такой ситуации? Ответы оказались весьма интересными, и, возможно, они помогут избежать ошибок тем, кто только начинает свою концертную деятельность.

Вера, вокалистка любительской команды:

- Вы знаете, один раз случилось просто кошмарное: мы договорились, что выступаем в одном малоизвестном кафе. Обговорили дату концерта с Евгением - тамошним администратором, он клялся, что концерт обязательно состоится «при любой погоде». А была зима, очень холодно, мы сами – своими руками клеили на улице концертные афиши. И тут случается такое… За два дня до концерта Евгений звонит нам и мы узнаем, что он отменил наш концерт. Знаете почему?! Потому что пришли богатые клиенты и захотели в этом кафе сделать корпоративную вечеринку. И Евгений им сразу же отдал наш день.

Я не знаю, если честно, как ответить на вопрос – что можно было сделать, чтобы этого избежать. Мне кажется, надо просто работать с проверенными людьми и в проверенных клубах. Сейчас мы взяли за правило выступать там, где нам порекомендовали наши друзья-музыканты.

Алексей, гитарист любительской команды:

- У нас возникала одна и та же проблема со стороны администрации ряда московских клубов. Несколько раз подряд одно и то же – нам платили за концерт меньше денег, чем мы заработали на самом деле. Причем четко видно: на нас пришло, скажем, 50 человек. Их можно прямо в зале пересчитать. А нам дают сумму в два раза меньше, чем должна быть. Один раз вообще было вот что: девушка нашего басиста слышала, проходя по лестнице, как кассирша сказала директору: «было 60 зрителей». И через полчаса эта мадам приходит к нам и не моргнув глазом уверенно говорит: «было 40 зрителей».

Что с этим делать?... Ставить своего человека на вход. Чтобы он получал деньги за вход или внимательно следил, как это делает местный кассир. Мы уже практиковали такую систему. Так гораздо спокойнее. И приятнее – что какой-то клуб не кладет себе наши деньги в карман. Клуб и так имеет навар с продажи пива – вы посмотрите расценки в клубном баре, помножьте на число посетителей и сами считайте, какие это суммы… А нам чужого не надо. Хотим хотя бы свое получить.

Алена, профессиональная певица, работает на корпоративных вечеринках:

- Я уже очень давно в этом «бизнесе». Можно очень много сказать на эту тему, но коль скоро Вас интересует ситуация молодых музыкантов, скажу одну простую истину: «доверяй, но проверяй». У меня был такой случай в практике: пригласили выступить в очень престижном месте. Летом все разъезжаются, и мне пришлось вызвать в срочном порядке музыканта из моего состава. Он был на отдыхе в Крыму. Этот молодой человек все бросил, приехал, и тут концерт вдруг отменили. С тех пор мы никогда не вызываем музыкантов таким образом, до тех пор, пока мы не подпишем контракт и не получим аванс – половину гонорара. Вот все, что я могу посоветовать. Успехов!

Михаил, профессиональный джазовый музыкант:

- Очень неприятный осадок на душе остается после работы в заведениях, где обслуживающий персонал совершенно не умеет себя вести во время звучания музыки. Поясню. Как-то мы выступали в очень хорошем клубе, люди туда ходят – слушать музыку, настоящие эстеты. Между тем официантка дефилировала по залу и во время того, как музыканты «уходили на пьяно» (начинали играть тише, - примеч. автора) эта девица столь громко, что ее было слышно со сцены, повторяла заказ или вопрошала что-либо. Я нахожу это возмутительным. Поэтому хочется порекомендовать ребятам: выбирайте клуб, где ничто не будет вас отвлекать от главного: музыки!

И еще: если вы хотите заниматься музыкой для души – постарайтесь сделать так, чтобы у вас был надежный источник дохода, позволяющий вам не зависеть финансово от выступлений. А если хотите зарабатывать музыкой деньги – придется мириться с тем, в какой обстановке проходит ваш концерт. Хотите ли вы выступать в ресторане, где публика пришла поесть, а творчество никому, в сущности, не интересно? Или вам нужна благодарная публика, для которой важна ваша музыка? Решать вам!

Илья, администратор постоянно концертирующего коллектива:

- Скажу прямо: меня не устраивает ситуация с политикой клубов по отношению к конкретному вкладу обеих сторон в рекламную акцию. Под сторонами я подразумеваю, разумеется, устроителей концерта и артистов. По какой-то непонятной мне причине, устроители полагают, что рекламой должны заниматься артисты. Реклама включает в себя: разработку макета афиш и флаеров и их последующая печать (на средства артистов!), расклейку афиш (расклейщикам тоже надо платить). Все сваливается на артистов, а дирекция клуба нередко считает, что предоставив площадку для выступления, делает превеликое одолжение. Вы считаете, что это нормально? Я – не считаю. Давайте поделим поровну обязанности, и будет всем счастье.

Беседовала Наталья Уланова