Два года назад он уже произвел неизгладимое впечатление на столичную публику, приехав с другим своим проектом. Не менее интересным событием обещает стать и второй российский тур Зорна в конце мая 2006 года.
Джон Зорн родился в Нью-Йорке в 1953 году. По знаку Зодиака будущая звезда авангардного джаза оказалась Девой, а как гласят астрологические книжки, представители этого знака отличаются аналитическим умом, и им свойственно раскладывать все по полочкам. Возможно, звезды и предопределили особенности столь необычного творчества Джона Зорна.
В десять лет он начал осваивать гитару и флейту, а к четырнадцати открыл для себя современную классическую музыку и стал писать первые собственные композиции. Затем Джон заинтересовался джазом и поселился в Лауэр-Ист-Сайде. Этот район на юго-востоке Манхэттена представляет интерес тем, что в 70-х он превратился в один из самых модных кварталов, где обитала богема. Можно считать, что именно здесь возникла авангардно-экспериментальная школа Down t own, активно использующая принцип полистилистики.
В 70-ые Зорн не на шутку увлекся авангардным джазом и перфомансами, в ходе которых совершались действия, не совсем понятные широкой аудитории, а то и вовсе ставившие ее в тупик, – например, распиливание телефонной книги пополам. Джон пытался заново переосмыслить теорию музыки, то есть, по сути, балансировал на стыке искусства и науки. Он заинтересовался такой музыкой, которую почти никто кроме него не признавал. Не обращая внимания на существующие догмы, Зорн снова и снова возвращался к звучанию хаоса - странным шумам, импровизации, напичканной «непредсказуемыми всхлипами и завываниями» и другим сочетаниям звуков, с точки зрения большинства слушателей начисто лишенных мелодичности.
Джон Зорн. Культовый саксофонист-извращенев современности
Кто-то из критиков назвал Зорна «культовым саксофонистом-извращенцем современности», и это определение как нельзя лучше подходит этому музыканту. На своем альт-саксофоне он издает совершенно немыслимые звуки, услышав которые, можно подумать, что это трубят атаку слоны, а может, и кто пострашнее. Пронзительный вопящий, хрипящий и совершенно безумный саксофон Зорна играет что-то соответствующее каким-то особым представлениям музыканта о гармонии в музыке.
Интересно, что Зорн был едва ли не первым, кому удалось синтезировать джаз с металлом. Эксперименты с музыкальными стилями он начал еще в начале 80-ых. Об одном из его альбомов писали, что при его прослушивании складывается ощущение, будто постоянно щелкаешь радиоканалами - джаз, блюз, кантри, лаунж и трэш присутствуют на этом диске наряду с другими стилями.
Зорн не только успел стать знаменитостью в таких разных жанрах, как неоакадемическая музыка, джаз, нойз и death-metal, но и стал создателем движения "Радикальная еврейская культура" и так называемой "New York Downtown Music". Он также создатель, владелец и продюсер Tzadik – одного из главных авангардных рекорд-лейблов мира.
Джон Зорн написал музыку к множеству кинофильмов, а его д искография охватывает огромное количество направлений современной музыки. При написании музыки он ориентировался на классических композиторов-авангардистов -
- Игоря Стравинского,
- Джона Кейджа (John Cage),
новаторов в джазе -
- Энтони Брэкстона (Antony Braxton),
- Орнетта Коулмана (Ornette Colman),
- Роско Митчелла (Rosco Mitchell).
Джон является блестящим знатоком едва ли не всей музыки мира — собранная им коллекция пластинок и компакт-дисков — одна из самых больших в США.
Маэстро сотрудничал с такими легендарными музыкантами, как гитарист Марк Рибо, отметившийся на лучших альбомах Элвиса Костелло и Тома Уэйтса, а также перкуссионист из Бразилии Джиро Батиста, игравший со Стингом, Брайном Ино, Дэвидом Бирном. Клавишником в одном из составов Зорна был не кто иной, как Джеми Зафт (ех-B-52's).
В мае 2006 года Зорн приезжает в Россию со своим самым радикальным проектом PainKiller , который появился еще в 1991 году. В состав этого трио вошли
- бас-гитарист Билл Ласвелл (Bill Laswell),
- ударник грайнд-кора Мик Харрисс (Mick Harris).
Участники группы решили объединить такие стили, как радикальный грайнд-кор, авант-джаз и авант-рок. Самое короткое определение для стиля Painkiller - джаз-кор. По отзывам критиков на выступлениях группы Зорн буквально кричит своим саксофоном на фоне непрекращающихся и ускоряющихся звуков барабанов и баса.
Бас-гитаристом проекта Painkiller является нью-йоркский музыкант Билл Ласвелл, занимающийся различной музыкой - от авант-рока до даба, по совместительству продюсирующий работы Motorhead, Майлза Девиса и Херби Хэнкока . Ласвелл сотрудничал с
- Питером Гэбриэлом (Peter Gabriel),
- Лори Андерсоном (Laurie Anderson),
- Миком Джаггером (Mick Jagger),
- Джинджером Бейкером (Ginger Baker)
- и другими выдающимися музыкантами.
Вместе с Зорном и Ласвеллом выступит японский барабанщик Тацуо Йошида (Yoshida Tatsuya) , называемый в числе лучших ударников японского андеграунда.
Хотя критики и отзывались о работах проекта как о музыке интересной и талантливой, никто не брался утверждать, что она несет в себе «разумное, доброе, светлое». Напротив! Кто-то даже отозвался о творчестве музыкантов, как о музыкальном садизме, выдержать который не под силу детям и особо впечатлительным натурам. При этом никто не ставит под сомнение исполнительские способности участников проекта. Просто не всем такая музыка доставит эстетическое удовольствие. То, что играют участники Painkiller, вероятно, оценят поклонники группы Майка Паттона Fantomas, которых собралось немало на концерте этого коллектива летом 2005 года. По крайней мере, среди московской богемы Джон Зорн – в высшей степени неординарный музыкант – завоевывает все большую популярность.
Наталья Филиппович