Режиссер Егор Кончаловский продолжает поиск «своего» жанра. На днях вышел в свет его новый фильм - «Побег» с Евгением Мироновым в главной роли. Таким образом, в актив Кончаловского, помимо детектива «Затворник» и «антикиллерских» боевиков, теперь записан сложный гибрид психологической драмы и боевика. Фильм получился достаточно серьезным и глубоким при сохранении привычных для Кончаловского динамики и экшена. Режиссер сделал ставку на жанровый эксперимент и, похоже, не прогадал.
Никак не обойти разговора о плагиате. Слишком многие уверены, что «Побег» полностью «слизан» с «Беглеца» Эндрю Дэвиса с Харрисоном Фордом в главной роли. На самом деле «Побег» может напомнить все что угодно. Лично мне, к примеру, иногда чудились мотивы «Сталкера», а иногда эпопеи «Свой среди чужих, чужой среди своих». Обвинение в плагиате – штука весьма серьезная, чтобы Кончаловский открыто признался в этом. Официально «Побег» снят по роману Олега Погодина "Рецепт для палача". Кроме того, режиссер не раз заявлял, что сценарий фильма ему принес Евгений Миронов. В общем, все на их совести.
«Побег» является в гораздо большей степени драмой, нежели боевиком. Главную роль исполняет Евгений Миронов, и этим все сказано. Весь драматический потенциал изначально сосредоточен на его герое, а и название фильма стоит понимать только в одном ключе – это побег от самого себя, побег от «монстра», в которого неумолимо превращается хирург Евгений Ветров. Побег как путь к самому себе, путь внутреннего перерождения героя.
По ходу действия эгоистичный, зазнавшийся пижон, к тому же ревнивый до жути, получает шанс опомниться и стать человеком, научиться ценить людей и уделять внимание мелочам. Даже за пирожки влюбленной в него Поляковой учится говорить спасибо!
Более того, Ветров не просто бежит сквозь тайгу, чтобы предаться банальной вендетте и занять свое законное место в обществе, - он находится в постоянном диалоге со своей совестью, воплощенной в образе жены Ирины (Виктория Толстоганова), которая является ему в таежных снах. В итоге Ветров становится способен на тот шаг, который не мог совершить в прежней жизни – стать приемным отцом.
Судьба Ветрова – это только одно из проявлений ведущего мотива в фильме, мотива судьбы и горя. «Горе у каждого свое», - говорит полковник Пахомов (Алексей Серебряков), но именно горе объединяет в одно целое всех персонажей «Побега». Дом, семья, забота о близких людях, боль потери – вот основные кирпичики, из которых Кончаловский строит свою маленькую жестокую вселенную.
Да, не верится, что столько «серьезных наворотов» может быть в фильме ярчайшего представителя коммерческого кинематографа, коим является Егор Кончаловский. Однако факт! Чтобы зрители не потянулись из кинотеатров, пришлось приправить драму излишне крепкой порцией боевика.
Любители экшена сначала будут порадованы эпической сценой расстрела конвоя проституирующей девушкой-убийцей и бабулей с обрезом. Далее их прихватит лихая погоня на машинах в провинциальном городишке. Ну а на закуску - драка шахтеров в поезде, бессмысленная и беспощадная. И всегда кровь, насилие, хлесткие удары и все прочие атрибуты мордоворота. Крови, пожалуй, даже слишком.
В общем, драйва под завязку. Для пущей убедительности Ветров бежит не один раз, а несколько, всякий раз взвинчивая темп погони. Но есть и существенные минусы, объяснить которые можно только чрезмерной тягой к динамике. К примеру, погоня на автомобилях на экране представляет собой бесконечную артистическую мазню и бой металлолома.
«Побег» – исключительно мужское взрослое кино.
Бравые офицеры из ГУИНа и господа нейрохирурги сплелись в один тугой комок, наступая друг другу на горло с одной лишь целью – добиться семейного благополучия. А если оно уже невозможно – то отомстить самым страшным способом. На этом фоне приятно выделяется классический негодяй Соболев – завистливый хирург, которого двигает исключительно личный комплекс неполноценности.
Кончаловский построил фильм на контрастах. Врач-белоручка превращается в матерого зека, готового полдня плескаться в болотной грязи. Элитные московские квартирки оттесняются на второй план хаткой лесника и провинциальным обезьянником. Военных-раздолбаев учит уму разуму умница полковник Пахомов. Кончаловский в припадке самоиронии предстает в образе торговца фруктами неопределенной восточной национальности. Довершает картину контрастов образ простецкого мужика Василия, для которого «пьяный шаг в болоте вернее» и который даст сто очков вперед всем «москвичам».
И что имеем в сухом остатке? При всем обилии «продакт плейсмента» «Побег» гораздо более свободный в творческом плане фильм нежели любой их «Антикиллеров». Можно по-разному относиться к сомнительным жанровым экспериментам, но смотреть их все-таки стоит.
Читать эту статью на английском: "Escape" to himself or a lone neurosurgeon in the boat